Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:15, контрольная работа
Является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие многих наук. Он родился в 1864 в городе Эрфурт в Германии в состоятельной и очень интеллигентной семье, работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук, т.е. диапазон его интересов и научной деятельности необычайно широк.
Макс Вебер (1864-1920).
Является одним из наиболее
крупных социологов конца XIX - начала XX
в., оказавшим большое влияние на развитие
многих наук. Он родился в 1864 в городе Эрфурт
в Германии в состоятельной и очень интеллигентной
семье, работал профессором в университетах
Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Он одинаково хорошо ориентировался в
области политэкономии, права, социологии
и философии, выступал как историк хозяйства,
политических инструментов и политических
теорий, религии и науки, наконец, как логик
и методолог, разработавший принципы познания
социальных наук, т.е. диапазон его интересов
и научной деятельности необычайно широк.
Для общей тенденции трудов Макса Вебера
характерна эволюция от историко-экономических
проблем к вопросам общей социологии -
все его многотомное наследие, включающее
работы по социологии и политологии, религии
и экономике, методологии науки, пропитано
сравнительно-историческим подходом.
Макса Вебера считают бесспорным классиком
мировой социологии, энциклопедически
образованным ученым, политическим и общественным
деятелем. Он считается крупнейшим представителем
немецкой исторической школы политэкономии.
Автор многочисленных работ, среди которых: «Протестантская пика и дух капитализма» (1904-1905); «Объективность» социально-научного и социально-политического познания» (1904); «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906); «Хозяйственная 'этика мировых религий» (1916-1919); «Политика как призвание и профессия» (1919); «Наука как призвание и профессия» (1920); «Экономика и общество» (1924, поем, публ.) и т.д. Творческий потенциал трудов Вебера соизмерим с наследием других великих социальных мыслителей: его называют «великим буржуазным антиподом Карла Маркса».
Вклад в развитие политологии и политической мысли.
Научные шедевры Вебера — это широкий круг вопросов по социологической теории и методологии социального познания, истории капитализма, религии, нраву, экономике и т.д. Размышления ученого о природе, мотивах и типах господства стали классикой политической теории.
В отношении методологии социальною знания («наук о культуре», например истории) — как именно индивидуальные суждения превращаются в объективно-научные, общезначимые— Вебер подчеркивал: социальная наука должна быть свободна от оценочных суждений в соответствии с принципами подхода к любой дисциплине естествознания. Однако это требование не означает переноса естественнонаучной методологии на исследование общества и деятельности человека из-за их специфики и отказа ученого — как частного лица — от своего права на нравственную и политическую позицию, собственные оценки. Индивидуальное суждение становится объективным при его «отнесении к ценности», значимой для всех познающих субъектов в данную историческую эпоху. Ценность в таком случае— свойственное эпохе направление «интереса», т.е. она не может быть над исторической, а значит, абсолютной истиной на века в силу социально-исторической детерминированности знания.
Ориентация на ценность
- основа для образования научных
понятий. Исходя из этого принципа,
Вебер предложил
Категория действия — одна
из центральных для
Вебер выделял четыре вида социальных действий:
I) целерациональное — ориентированное на осознаваемую человеком цель, причем выбор средств для ее достижения осуществляется им в соответствии с критерием успеха;
2) ценностно-рациональное — поведение сознательно организовано согласно конкретной системе ценностей, не связанных с оценкой успешности;
3) аффективное, которое определено «через актуальные аффекты и чувства», т.е. в основе его — эмоциональные побуждения;
4) традиционное, обусловленное привычкой. Образцовым (идеальным типом) для прочих видов действий, позволяющим классифицировать многообразие человеческого поведения, является целерациональное.
Данный выбор неслучаен: Вебер считал рационализацию социального действия («замену внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса») всемирно-исторической тенденцией, распространившейся с Запада на неевропейские цивилизации. Радикальной рационализации как сущностной черте современности подвергаются все основные сферы общества: хозяйственная деятельность, управление в экономике и политике, образ мышления, повседневная жизнь и т.д. Убедительное проявление этого процесса - рост социального значения науки.
Исходя из рациональности. Вебер проанализировал современное общество, противопоставив идеальные типы «традиционного» и «капиталистического» (индустриального) обществ, которые различаются по форме собственности, преобладающим технологиям, рынку рабочей силы, способам экономического распределения, природе законов, распространенным мотивациям. В традиционно-аграрном обществе: собственность привязана к наследственному социальному статусу; почти нет механизации работ; законы имеют частный характер, т.е. неодинаково применяются к разным социальным группам; преобладающие мотивации сосредоточиваются вокруг удовлетворения нужд на привычном, фиксированном уровне. Напротив, в капиталистическом обществе: частная собственность, все средства производства и их концентрация находятся под контролем предпринимателей; механизация труда является ведущей технологией производства, а его критерии— эффективность, производительность, рациональность в организации; труд — это товар на открытом рынке, свободно перемещающийся между отраслями и регионами в соответствии со спросом; рынок выступает в качестве основы распределения и потребления, а также не ограничен слабым развитием средств платежа, транспортировки товаров и прочими барьерами (т.е. может их преодолевать самостоятельно либо с помощью государства); законы универсальны (отсюда принцип равенства граждан перед законом) и ясно прописаны; конечная мотивация экономического поведения — неограниченное приобретательство.
Показательно, что Вебер создал идеальный тип именно современного капиталистического общества, связанною корнями с западной— и никакой иной— культурой. Такой подход открыл возможность для сравнительных исследований; позднее он рассматривал специфику социокультурных (включая духовные) оснований западного капитализма в сравнении с историческим своеобразием незападных цивилизаций (Восток, в т.ч. Россия). Лишь, таким образом, стало возможным выявление уникальных составляющих религиозно-хозяйственной этики Запада. Сравнительный анализ привел Вебера к выводу, что цивилизационные отличия не могут быть чисто экономическими, а определены социально-историческими и культурно-историческими условиями. Именно в данной связи возникло понятие «дух капитализма» - этические (преимущественно протестантские) нормы, реализующиеся в человеческом поведении как «этос», регулирующий весь уклад жизни его носителя, как «строй мышления», находящий свою наиболее адекватную форму в капиталистическом предприятии.
Вебер считал, что современный ему мир все больше оказывается в «железной клетке» расчета, а общественной жизни угрожает бюрократизация, понятая им как результат вовлечения масс в политику, сопровождающегося появлением множества общественных организаций, рационализация деятельности которых и имеет следствием бюрократизацию. Такая ситуация таит в себе опасность деструктивной для рационально-легального порядка реакции в виде эмоционально возбужденных массовых религиозных и политических движений. Вебер также указывал на необходимость развития т.н. плебисцитарной демократии, позволяющей народу избирать харизматических лидеров. По его мнению, это компенсировало бы недостаток легитимности (народного признания) власти в парламентских республиках.
Вебер — автор теории
легитимности власти, которая в силу
своей универсальности
Основываясь на своей концепции легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них был присущ собственный стиль поведения, использования средств управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои. Принципиально важным представляется выделение Вебером лидерства харизматического склада, возникающего в условиях социальной и политической нестабильности.
Еще одно направление исследований Вебера-политолога — анализ политического процесса как в своей основе элитарного и содержащего в себе угрозу перерождения демократии в диктатуру. Особую, по мнению социолога, опасность представляет в данном отношении бюрократия, владеющая экспертным знанием и получающая, поэтому уникальную возможность концентрировать власть в своих руках. Здесь мысль Вебера развивается во многом схоже с направленностью размышлений его друга Р. Михельса.
Эти и другие концепции Вебера оказались очень продуктивными для исследования политики и решения все новых вопросов политической теории на уровне задач XXв.
Список использованной литературы:
Информация о работе Вклад ученного в развитие политологии. Макс Вебер (1864-1920)