Виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам — от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Содержание

Понятие власти …………………………………………………. 3

Структура власти.………………………………………………..5

Виды власти……………………………………………………... 5

Легальность и легитимность власти………………………… 7

Список использованной литературы………………………………. 10

Работа содержит 1 файл

к.р. Политология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
 

      Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

      Политическая  легитимность — это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти — это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит более оценочный, этический характер, второе — юридический.

      Легитимность  и легальность власти чаще всего  сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

      В периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность не всегда сочетаются друг с другом. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

      Легитимность  как определенная степень совместимости власти и граждан, как мера доверия к ней — величина переменная. Она во многом зависит от наличия или отсутствия у власти реального авторитета. Любые изменения авторитета ведут к уменьшению или увеличению легитимности.

      Легитимность  имеет свои степени и никогда  не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.

      Понятие легитимность было введено в политическую науку М.Вебером. Он предложил различать три "идеальных типа" легитимности и признавал смешанную легитимность.

      Первый  тип легитимности, по М.Веберу, —  традиционная, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев.

      Второй  тип — харизматическая легитимность. Слово "харизма" в переводе с греческого языка означает "божественный дар". Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.

      Третий тип легитимности — рациональная. Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Легитимность  власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие типы легитимности, в частности идеологическая.

      Суть  идеологической легитимности состоит  в обосновании власти с помощью идеологии. Например, идеологический характер носила легитимность власти КПСС.

      Понятие "легитимность" имеет три измерения:

      1) народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться на традициях, идеологии, конституции, выборах;

      2) "внешняя" легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

      3) "легитимность для себя", т.е.  круг представлений, которыми  правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

      Важное  место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимности, т.е. утраты доверия к власти, лишения ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

      Таким образом, политическая власть может  быть легитимной или нелегитимной. Если общество проявляет приверженность политической системе, власть является легитимной. Если власть утрачивает доверие   населения, она перестает быть легитимной. 

      Существуют  политические взаимосвязи между  легитимностью политической власти и ее эффективностью, т.е. результативностью, степенью выполнения своих функций в обществе.

  1. В демократических системах данная связь — прямая, 
    в виде способности легитимной власти обеспечить высокий стандарт жизни. Некоторые авторитарные режимы с 
    низкой изначально степенью легитимности (например, в 
    Бразилии) впоследствии в значительной мере повысили ее 
    благодаря успехам в экономической модернизации, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.
  2. Существуют политические режимы с высоким уровнем легитимности и низким уровнем эффективности. Таковыми являются тоталитарные режимы, которые характеризуются слепой верой, преданностью населения своим политическим вождям, политическим институтам, политическим идеям и низким уровнем удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
  3. Существуют практические системы ограниченно легитимные и неэффективные. К ним относятся переходные режимы от тоталитаризма к демократии. В ходе модернизации они вступают в зону всеобщего кризиса легитимности и эффективности, когда происходит смена типов легитимности и эффективности.

Другая  характеристика политической власти — легальность — предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

      Наряду  с легальной, государственной властью  возможны различные формы нелегальной власти преступных кланов. Если легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

 

      Таким образом, власть многолика: она предстает  в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов — каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА:

 
  1. Мухаев  Р.Т. Политология: учеб. для студентов  вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Панарин А.С. Политология: Учебник. – М.: Гадарики, 2004.
  4. С.Н.Бабурин, Б.Н.Бессонов, Л.Н.Доброхотов, В.П.Тоцкий; Политология: Курс лекций. – М.: Норма, 2006.
  5. Кравченко А.И. Политология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  6. Гаджиев К.С. Политология(основной курс) : Учебник – М.: Высшее образование, 2007.
  7. Горелов А.А. Политология: учебник – М.: Эксмо, 2006.

Информация о работе Виды власти