Виды власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Вид власти — это подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято классифицировать виды власти. Российский исследователь власти Халипов В.Ф. в своей книге «Кратология » составил перечень наименований реальных властей, который насчитывает 154 названия.

Работа содержит 1 файл

8. Виды власти.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

      Тема: «Виды власти».

 

 

 

 

1.      Понятие видов власти

Вид власти — это подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято класси­фицировать виды власти. Российский исследователь власти Халипов В.Ф. в своей книге «Кратология » составил перечень наименований ре­альных властей, который насчитывает 154 названия.

Вот некоторые из них:

1) по основным сферам жизни общества — экономическая, соци­альная, политическая, духовная, государственная, общественная, цер­ковная;

2) по основному предназначению властей — законодательная, ис­полнительная, судебная;

3) по месту в структуре власти — центральная, региональная, мест­ная; республиканская, областная, окружная и т. д.;

4) по носителю — монархическая, президентская, личная, семейная и т.д.

5) по источнику власти (монархическая, народная, национальная и

6) по продолжительности, сроку, периоду пребывания у власти кон­кретного субъекта;

7) по охвату влиянием категории, группы, контингента людей (государственная, военная, мафиозная и т. д.); и т.д

2. Власть можно разделить на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации и защиты интересов больших социальных групп. Политическая власть в свою очередь подразделяется на 2 формы: государственную и общественно-политическую.

Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный (требующий обязательного исполнения) характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.

Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, прину­дительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные цен­ности. В обычные, относительно спокойные периоды общест­венного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами дости­жения всех наших целей».

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распреде­ления материальных благ, то социальная — распределения пози­ций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой соци­альной властью, с помощью социальной политики они могут вли­ять на общественное положение широких слоев населения, вы­зывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это, прежде всего, власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на ос­нове авторитета. В современном обществе из всех видов духовно­го влияния на первый план выдвигается научно-информацион­ная власть. Знания используются как при подготовке правитель­ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльнос­ти и поддержки. Такое воздействие осуществляется через инсти­туты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интере­сам, а нередко и воле, основанному на специальных методах об­мана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следу­ет отождествлять с властью политической, хотя легальное исполь­зование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использо­ваться и неполитической властью, например, в отношениях меж­ду рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

         По месту в структуре власти выделяют центральную, региональную, мест­ную; республиканскую, областную, окружную и т. д.;

Центральная власть — 1) власть, осуществляемая из центра;

2) главный руководящий властный узел государства. Нередко цент­ральной властью именуют и собственно центральное правительство — правительство, действующее в центре, во главе данного государ­ства.

Затем идут регионы. Это и области, и провинции, и штаты, и округа, и автономии, и их совокупности. Региональная власть — власть в каком-либо регионе данного госу­дарства. Кроме того, это может быть и власть, устанавливаемая по тем или иным вопросам в каком-либо регионе, охватывающем территори­ально целую группу государств.

В качестве самостоятельного подвида власти или даже разновидно­сти региональной власти можно рассматривать муниципальную власть, местное самоуправление. Это и уровень, и своеобразие вла­сти на местном этаже иерархии влияния, воздействий на население. Природа этой власти связана со спецификой такой структурной едини­цы, как муниципалитет, иначе говоря — выборный орган в системе город­ского или сельского самоуправления.

Иногда в ряде государств выделяют еще и такую ступень, как мест­ная власть — власть, относящаяся к местному уровню, на ступень ни­же центральной, со своим кругом обязанностей и полномочий. При этом имеют­ся в виду лица, органы, учреждения, осуществляющие местную власть. Фактиче­ски именно с местными властями сталкивается повседневно подавляю­щее большинство граждан, а опыт своего общения с ними (нередко не самого приятного свойства) люди переносят на отношение к власти во­обще и особенно к центральным властям.

Городская власть  — власть (назначаемая или избирае­мая), действующая в пределах конкретного города с учетом государст­венных законов и местных актов управления.

С учетом административно-территориальной практики заслужива­ют выделения и районные власти.

Районная власть — власть на местах по территориально-админист­ративному признаку с соответствующим правовым статусом, кругом функций и полномочий, своей организационной структурой и штатами, правами и обязанностями, связями с населением и т. д.

          Также можно выделить следующие виды власти:

Официальные власти — это власти, наделенные государственны­ми полномочиями, а также любые существующие власти.

Фактическая власть — власть, существующая реально, на деле, оказывающая подлинное влияние в противовес пустым разговорам о власти, формальной власти.

Формальная власть — законная власть, признаваемая и существующая со всеми ее внешними символами и атрибутами. Однако она может ; пользоваться должным авторитетом, весом, влиянием, может находиться на стадии ослабления, упадка и вовсе не быть гарантирована от возможной замены ее новой, более сильной властью.

Номинальная власть — власть, только называющаяся, именуемая властью, но на деле не выполняющая своих обязанностей, фиктивная, чаще всего ненужная людям, хотя избавиться от нее бывает далеко не просто.                                           

Выборная власть — лица и органы власти, прошедшие процедуру отбора и последующего избрания:

           В мировой науке и практике различают три ветви власти: законодательную, исполнитель­ную и судебную.

Прежде чем перейти к их характеристике, отметим, что существует и широко употребимое понятие "представительная власть", к которой можно отнести органы законодательной и исполнительной властей.

Представительная власть — 1) власть выборная, основанная на пред­ставительстве, выражающем чьи-либо интересы, прежде всего на­родные; 2) власть, внушающая почтение своим обликом и манерой общения.

Законодательная власть представляет собой важнейшую систему, звено, ветвь власти. Она охватывает систему тех органов государства, кото­рые принимают законы. Сама же законодательная власть имеет исклю­чительное право издавать нормативные акты, которые после конститу­ции обладают высшей силой, т. е. законы. Этой власти дано решать ключевые государственные дела— принимать бюджет, финансовые за­коны и контролировать действия исполнительной власти — правитель­ства. Высшим законодательным органом является парламент со всем широким кругом его прав и обя­занностей, со своими структурами, штатами, задачами и целями.

Исполнительная власть  — важнейший вид (ветвь) власти. Задача этой власти — проводить в жизнь волю избранных или стоящих во гла­ве государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, сословий, наций. Исполнительная власть _ это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т. е. законодательной властью.

Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства — и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках).

Судебная власть — в государстве, придерживающемся принци­па разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется в обязанность слежение за строгим соблюде­нием конституции и других законов.

Организация судебной власти и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах. Ключевая роль здесь принадлежит юстиции, т. е. собственно правосудию, а также системе судебных учре­ждений и их деятельности по осуществлению правосудия. Центральным звеном в этой системе является суд. Судебная власть опирается на судебную систему — совокупность всех судов, име­ющих общие задачи, организованных и действующих на единых демо­кратических принципах, связанных между собой отношениями по осу­ществлению правосудия.

" Третья власть" — таково современное распространенное назва­ние судебной власти.

" Четвертая власть" (от англ. fourth power — "четвертое сословие", пресса) — образное осмысление и оценка в сов­ременной жизни средств массовой информации, которые по силе влия­ния на людей практически выдвинулись в один ряд с тремя властями — законодательной, исполнительной, судебной.

Имеются и сходные, близкие понятия — микрофонная власть, весь­ма влиятельная информационная власть. Не исчезла пока власть лите­ратуры (поэзии), музыки, шоу-бизнеса, телевидения и т. д.

Информационная власть — возрастающее в наше время значе­ние информации и силы ее влияния на политические процессы, на процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганды и реализации. Ныне лидирует тот, кто владеет полной и своевремен­ной информацией. Целенаправленная информация важна для созда­ния имиджа власти, политики и политиков. Возрастание роли такой информации привело к появлению политического маркетинга и ин­формационного права. Информация создает имидж, содействует паблисити, т. е. публичности, известности, популярности (качества очень необходимые и ценимые во властной практике), рекламе, де­ловым связям.

"Четвертая власть" предопределяет презентации — представление, предъявление публике, общественности той или иной новой фирмы, компании, книги, журнала, товара и т. д.; рекламу, в том числе полити­ческую, нередко с участием самих представителей властей.

Сегодня в широком ходу и понятие "пятая власть" — образное ос­мысление возможностей и влияния, приобретаемых в тех или иных странах то ли мафией, то ли общественным мнением. Этот термин по­ка еще не устоялся. Термином "пятая власть" иногда характеризуют и власть рынка, и даже власть секса. На "пятую власть", пожалуй, все больше претендует мафия.

         Власть может принимать как жестко централизованные формы, так и такие, при которых сферы приложения ее действий четко обозначены. Опираясь на конкретные признаки власти, можно выделить следующие ее формы:

– по признаку наследуемости: «династическая – выборная». Наследуемая власть связывает судьбы страны и народа с щедростью природы, наделяющей или нет детей правителей необходимыми данными для управления государством. Выборная власть осуществляется в демократических государствах путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

–по признаку элитности: «персонифицируемая-неперсонифицируемая».

Персонифицированная формы власти определяется личными качествами правителей. Неперсонифицируемая власть строится на принципах отвлечения от персональных достоинств самих властителей, когда носители власти не идентифицируются, не фокусируются, размываются.

– по признаку правозаконности: «правовая – неправовая». Правовая власть руководствуется законами, неправовая – авторитарными, волевыми решениями. Правовая власть подразумевает связанность власти правом – принцип законной власти и власти законов. Неправовая власть идет на упразднение законов.

– по признаку насильственности: «легитимная – нелигитимная». Легитимная – законная власть, имеющая конституционные полномочия, власть, полученная в результате использования принятых в обществе законов, норм и процедур. Нелигитимная власть – власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, агрессии;

Информация о работе Виды власти