Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:39, реферат
Вид власти — это подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято классифицировать виды власти. Российский исследователь власти Халипов В.Ф. в своей книге «Кратология » составил перечень наименований реальных властей, который насчитывает 154 названия.
Тема: «Виды власти».
1. Понятие видов власти
Вид власти — это подразделение в систематике власти, входящее в ее состав. Существуют различные основания, по которым принято классифицировать виды власти. Российский исследователь власти Халипов В.Ф. в своей книге «Кратология » составил перечень наименований реальных властей, который насчитывает 154 названия.
Вот некоторые из них:
1) по основным сферам жизни общества — экономическая, социальная, политическая, духовная, государственная, общественная, церковная;
2) по основному предназначению властей — законодательная, исполнительная, судебная;
3) по месту в структуре власти — центральная, региональная, местная; республиканская, областная, окружная и т. д.;
4) по носителю — монархическая, президентская, личная, семейная и т.д.
5) по источнику власти (монархическая, народная, национальная и
6) по продолжительности, сроку, периоду пребывания у власти конкретного субъекта;
7) по охвату влиянием категории, группы, контингента людей (государственная, военная, мафиозная и т. д.); и т.д
2. Власть можно разделить на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации и защиты интересов больших социальных групп. Политическая власть в свою очередь подразделяется на 2 формы: государственную и общественно-политическую.
Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный (требующий обязательного исполнения) характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.
В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.
Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей».
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть — это, прежде всего, власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.
По месту в структуре власти выделяют центральную, региональную, местную; республиканскую, областную, окружную и т. д.;
Центральная власть — 1) власть, осуществляемая из центра;
2) главный руководящий властный узел государства. Нередко центральной властью именуют и собственно центральное правительство — правительство, действующее в центре, во главе данного государства.
Затем идут регионы. Это и области, и провинции, и штаты, и округа, и автономии, и их совокупности. Региональная власть — власть в каком-либо регионе данного государства. Кроме того, это может быть и власть, устанавливаемая по тем или иным вопросам в каком-либо регионе, охватывающем территориально целую группу государств.
В качестве самостоятельного подвида власти или даже разновидности региональной власти можно рассматривать муниципальную власть, местное самоуправление. Это и уровень, и своеобразие власти на местном этаже иерархии влияния, воздействий на население. Природа этой власти связана со спецификой такой структурной единицы, как муниципалитет, иначе говоря — выборный орган в системе городского или сельского самоуправления.
Иногда в ряде государств выделяют еще и такую ступень, как местная власть — власть, относящаяся к местному уровню, на ступень ниже центральной, со своим кругом обязанностей и полномочий. При этом имеются в виду лица, органы, учреждения, осуществляющие местную власть. Фактически именно с местными властями сталкивается повседневно подавляющее большинство граждан, а опыт своего общения с ними (нередко не самого приятного свойства) люди переносят на отношение к власти вообще и особенно к центральным властям.
Городская власть — власть (назначаемая или избираемая), действующая в пределах конкретного города с учетом государственных законов и местных актов управления.
С учетом административно-
Районная власть — власть на местах по территориально-административн
Также можно выделить следующие виды власти:
Официальные власти — это власти, наделенные государственными полномочиями, а также любые существующие власти.
Фактическая власть — власть, существующая реально, на деле, оказывающая подлинное влияние в противовес пустым разговорам о власти, формальной власти.
Формальная власть — законная власть, признаваемая и существующая со всеми ее внешними символами и атрибутами. Однако она может ; пользоваться должным авторитетом, весом, влиянием, может находиться на стадии ослабления, упадка и вовсе не быть гарантирована от возможной замены ее новой, более сильной властью.
Номинальная власть — власть, только называющаяся, именуемая властью, но на деле не выполняющая своих обязанностей, фиктивная, чаще всего ненужная людям, хотя избавиться от нее бывает далеко не просто.
Выборная власть — лица и органы власти, прошедшие процедуру отбора и последующего избрания:
В мировой науке и практике различают три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Прежде чем перейти к их характеристике, отметим, что существует и широко употребимое понятие "представительная власть", к которой можно отнести органы законодательной и исполнительной властей.
Представительная власть — 1) власть выборная, основанная на представительстве, выражающем чьи-либо интересы, прежде всего народные; 2) власть, внушающая почтение своим обликом и манерой общения.
Законодательная власть представляет собой важнейшую систему, звено, ветвь власти. Она охватывает систему тех органов государства, которые принимают законы. Сама же законодательная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, которые после конституции обладают высшей силой, т. е. законы. Этой власти дано решать ключевые государственные дела— принимать бюджет, финансовые законы и контролировать действия исполнительной власти — правительства. Высшим законодательным органом является парламент со всем широким кругом его прав и обязанностей, со своими структурами, штатами, задачами и целями.
Исполнительная власть — важнейший вид (ветвь) власти. Задача этой власти — проводить в жизнь волю избранных или стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, сословий, наций. Исполнительная власть _ это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т. е. законодательной властью.
Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства — и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках).
Судебная власть — в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется в обязанность слежение за строгим соблюдением конституции и других законов.
Организация судебной власти и характер ее деятельности весьма различны в различных государствах. Ключевая роль здесь принадлежит юстиции, т. е. собственно правосудию, а также системе судебных учреждений и их деятельности по осуществлению правосудия. Центральным звеном в этой системе является суд. Судебная власть опирается на судебную систему — совокупность всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
" Третья власть" — таково современное распространенное название судебной власти.
" Четвертая власть" (от англ. fourth power — "четвертое сословие", пресса) — образное осмысление и оценка в современной жизни средств массовой информации, которые по силе влияния на людей практически выдвинулись в один ряд с тремя властями — законодательной, исполнительной, судебной.
Имеются и сходные, близкие понятия — микрофонная власть, весьма влиятельная информационная власть. Не исчезла пока власть литературы (поэзии), музыки, шоу-бизнеса, телевидения и т. д.
Информационная власть — возрастающее в наше время значение информации и силы ее влияния на политические процессы, на процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганды и реализации. Ныне лидирует тот, кто владеет полной и своевременной информацией. Целенаправленная информация важна для создания имиджа власти, политики и политиков. Возрастание роли такой информации привело к появлению политического маркетинга и информационного права. Информация создает имидж, содействует паблисити, т. е. публичности, известности, популярности (качества очень необходимые и ценимые во властной практике), рекламе, деловым связям.
"Четвертая власть" предопределяет презентации — представление, предъявление публике, общественности той или иной новой фирмы, компании, книги, журнала, товара и т. д.; рекламу, в том числе политическую, нередко с участием самих представителей властей.
Сегодня в широком ходу и понятие "пятая власть" — образное осмысление возможностей и влияния, приобретаемых в тех или иных странах то ли мафией, то ли общественным мнением. Этот термин пока еще не устоялся. Термином "пятая власть" иногда характеризуют и власть рынка, и даже власть секса. На "пятую власть", пожалуй, все больше претендует мафия.
Власть может принимать как жестко централизованные формы, так и такие, при которых сферы приложения ее действий четко обозначены. Опираясь на конкретные признаки власти, можно выделить следующие ее формы:
– по признаку наследуемости: «династическая – выборная». Наследуемая власть связывает судьбы страны и народа с щедростью природы, наделяющей или нет детей правителей необходимыми данными для управления государством. Выборная власть осуществляется в демократических государствах путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.
–по признаку элитности: «персонифицируемая-
Персонифицированная формы власти определяется личными качествами правителей. Неперсонифицируемая власть строится на принципах отвлечения от персональных достоинств самих властителей, когда носители власти не идентифицируются, не фокусируются, размываются.
– по признаку правозаконности: «правовая – неправовая». Правовая власть руководствуется законами, неправовая – авторитарными, волевыми решениями. Правовая власть подразумевает связанность власти правом – принцип законной власти и власти законов. Неправовая власть идет на упразднение законов.
– по признаку насильственности: «легитимная – нелигитимная». Легитимная – законная власть, имеющая конституционные полномочия, власть, полученная в результате использования принятых в обществе законов, норм и процедур. Нелигитимная власть – власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, агрессии;