Верховный суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования данной контрольной работе выступает Верховный суд Российской Федерации.
Предмет исследования - изучение места Верховного суда Российской Федерации в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Содержание

Введение 3
1. Состав и структура Верховного суда Российской Федерации 5
2. Верховный суд Российской Федерации, как высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства 12
3. Проблемные вопросы в законодательном регулировании деятельности Верховного суда Российской Федерации 16
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 78.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН

Введение                                                                             3

1. Состав  и структура Верховного суда  Российской   Федерации                                                                           5

2. Верховный суд Российской Федерации, как высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства                                  12

3. Проблемные  вопросы в законодательном регулировании  деятельности Верховного суда Российской Федерации          16  

Заключение                                                                        18

Список  используемой литературы                                        19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны относить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами власти, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - «независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость»1

Правовое  государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а так же судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие  необходимо обществу еще в одном  важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правилами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Объектом  исследования данной контрольной работе выступает Верховный суд Российской Федерации.

Предмет исследования - изучение места Верховного суда Российской Федерации в сфере  гражданского, уголовного и административного  судопроизводства.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный суд является высшим судебным органом по отношению к судам общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции являются самыми многочисленными судами в судебной системе Российской Федерации. Таким образом, актуальность изучения темы данной контрольной работы заключается в том, что в ходе ее изучения можно изучить специфические средства, специальный аппарат Верховного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, с помощью которых осуществляется защита прав и свобод людей, утверждается законность и справедливость. Данная тема отражается в таких учебниках как Конституционное право Российской Федерации, Правоохранительные органы Российской Федерации и других юридических источниках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Состав  и структура Верховного суда  Российской Федерации.

Судебная  система России в течение длительного периода времени, вплоть до учреждения в 1991 г. конституционного и арбитражных судов, включала в себя только суды общей или ординарной юрисдикции, к компетенции которых было отнесено рассмотрение всех гражданских (включая как собственно гражданские, так и трудовые, жилищные, семейные, авторские, отчасти административные, дела) и уголовных дел, а также значительного числа дел об административных правонарушениях. Верховный Суд впервые был учрежден уже в советский период времени - в 1922 г. в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября - в качестве высшего судебного органа, осуществлявшего контроль за всеми без исключения судами (как в процессуальном, так и в административном смысле этого понятия), рассматривавшего в качестве кассационной и надзорной инстанций любые дела, рассмотренные судами РСФСР. Кроме того, Верховный Суд был наделен самостоятельной компетенцией по первой инстанции. Полномочием давать разъяснения по вопросам судебной практики этот Суд не обладал. Данное полномочие принадлежало Верховному Суду СССР (создан в 1924 г.), который до 1936 г. обладал и полномочиями в сфере конституционного контроля, позже осуществлявшимися только Верховным Советом СССР и его Президиумом. Верховный Суд РСФСР был наделен полномочием давать разъяснения судебной практики, имеющими обязательную юридическую силу для нижестоящих судов, в 1958 г. после принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

В настоящее  время Верховный Суд Российской Федерации и его аппарат состоит из 795 человек, в том числе - «Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пять заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, 100 членов Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, шесть членов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек» Постановление Президиума Верховного Совета РФ N 2530-I "О структуре и штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его аппарата".

В соответствии с требованиями Закона о статусе судей судьей Верховного Суда Российской Федерации может стать гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатель  Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Основываясь на заключении этой Коллегии, Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации о кандидатах на иные судейские должности в Верховном Суде Российской Федерации (заместителей Председателя Суда и судей). Если Президент Российской Федерации согласен с предложениями Председателя Верховного Суда, он вносит предложенные кандидатуры для их назначения на должности в Совет Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя и его заместителей, назначаются на свои должности без ограничения срока и могут быть лишены своих полномочий лишь Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в предусмотренных федеральным законодательством случаях, что является одной из гарантий обеспечения независимости судей.

В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

Пленума Верховного суда;

Президиума  Верховного суда;

Судебной  коллегии по гражданским делам;

Судебной  коллегии по уголовным делам;

Военной коллегии;

Кассационной  коллегии.

Возглавляет Суд Председатель; руководство Судом осуществляют также первый заместитель Председателя и заместители Председателя; часть заместителей Председателя одновременно являются председателями судебных коллегий.

Пленум Верховного Суда - общее собрание судей Верховного Суда. Этот орган не обладает полномочиями в сфере осуществления правосудия, но реализует все иные конституционные полномочия Суда, а также некоторые другие:

- рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики;

- утверждает  по представлению Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Суда;

- утверждает  по представлению Председателя  Суда Научно-консультативный совет  при Суде;

- заслушивает  сообщения о работе Президиума  Суда и судебных коллегий.

Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции.

Кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

«Президиум  Верховного Суда Российской Федерации  состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению  Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации» Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". М., 1981. СТ. 61.

Судебная  коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная  коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам  и протестам на решения судов  субъектного уровня, а также в порядке надзора по протестам на решения всех федеральных судов общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей  судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные  военным судам, в следующем составе:

    1) в  первой инстанции гражданские  и административные дела рассматривает  судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

    2) дела  по жалобам и протестам на  решения, приговоры, определения  и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

    3) дела  по протестам на решения, приговоры,  определения и постановления  военных судов, вступившие в  силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Военная коллегия издает информационный бюллетень  военных судов, в котором публикуются  решения военных судов по гражданским  и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы  и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации  и назначается на должность Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации» Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

Информация о работе Верховный суд РФ