Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа
Целью исследования является анализ демократии и власти народа.
Задачей моего исследования, конечно же, в соответствии с целью является понятие демократии, и его истинная сущность.
Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие демократии……………………………………………….5
Глава 2. Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение. …………………………………………………………………..7
Глава 3. Представительная демократия…………………………………..12
Глава 4. Институты непосредственной демократии…………………….16
3.1 Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии. ……………………………………………………………………17
3.2 Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. ………………………23
3.3 Правотворческая инициатива граждан. ………………………………….24
3.4 Иные институты непосредственной демократии. .……………………...25
Глава 5. Варианты дальнейшего развития народовластия…………….31
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…
Федерального Собрания РФ (федерального парламента), представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления.
Кроме того, народ осуществляет свою власть и через другие органы государственной власти, органы местного самоуправления, формируемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований (исполнительные, судебные органы власти).
Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы, Государственную власть в Российской Федерации прежде всего осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты, губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и т. д).
Местное самоуправление органически входит в систему конституционного строя РФ, являясь одной из форм народовластия. Общее у местного самоуправления с государственными органами то, что они являются составляющими публичной власти.
В местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии, что является одним из основных принципов местного самоуправления.
Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, в соответствии с которым государственному аппарату предписывается действовать согласованно, соблюдая
Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего, выборы государственных органов, должностных лиц, а также - что особенно важно - представительные органы государственной власти. Они - связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы.
Проведя сравнительный анализ между Советского времени и современным законодательством я сделал вывод что : нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа. Конституцией РФ права лишь декларируются. Гарантии же даются Федеральными законами.
Таким образом, в демократическом государстве
власть исходит только от народа, путем
непосредственного (прямого) выражения
своей воли на референдуме, выборах так
и опосредовано, т.е через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Более того, народу принадлежит верховенство
в государстве, во всей системе власти.
На граждан возложена обязанность формирования
нашей власти, именно от народа зависит
судьба и дальнейшее развитие России,
мы определяем направление как внутренней,
так и внешней политики государства. Поэтому
очень важно участвовать в политической
жизни нашего государства, не быть «пассивными»
, а активно участвовать в выборах, референдумах,
выражать свое мнение по тем или иным вопросам.
Глава 3.Представительная демократия
Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. Парламент РФ ( Федеральное Собрание РФ) состоит из Государственной Думы и Совета Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. [8;ст. 1]Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях"
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство реализации народного суверенитета. Через него (а он возглавляет государство) народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Представительные органы государственной власти субъекта РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборахЕще одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, в границах внутригородских территорий. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Граждане обладают правом: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; и рядом других прав.
Органы
местного самоуправления в соответствии
с действующим
Таким образом, представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Эти органы избираются непосредственно народом. Именно граждане избирают депутатов в городскую и государственную думу, могут создавать политические объединения в виде политических партий, избирать главу государства-президента Российской Федерации.
Глава 4. Институты непосредственной демократии
Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны.
Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательные и общеобязательные решения на референдуме, определяя на выборах состав выборных органов. Согласно Конституции РФ референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. На региональном и муниципальном уровне законодательство предусматривает возможность использования института отзыва населением выборных лиц. В муниципальных образованиях население может решать вопросы местного значения на сходе граждан.
Посредством других форм прямой демократии граждане выражают свое мнение по тем или иным вопросам государственного и местного значения, а окончательное решение принимают соответствующие компетентные органы власти. Речь идет о формах демократии, имеющих лишь совещательный, консультативный характер, например, обсуждение проектов законов и решений, проведение митингов и принятие на них каких-либо обращений, а также индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями, жалобами и т. д. На уровне субъектов РФ (например, в Москве) и муниципальных образований законодательство допускает возможность проявления правотворческой инициативы населения, т. е. внесение (при условии поддержки этой инициативы определенным числом граждан) проектов правовых актов в органы государственной власти и, органы местного самоуправления. Данные органы рассматривают внесенные проекты и принимают по ним окончательное решение. [3; стр. 91]
3.1 Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами.
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[6]
Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, главы муниципальных образований (главы районов, мэры городов и др. ).
Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум РФ, референдумы субъектов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", а также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Референдум РФ - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения[2;ст. 1].
Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы значения, затрагивающие интересы народа. По инициативе Конституционного Собрания может быть вынесен проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Кроме того, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией к ведению о Российской Федерации (ст. 71), а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Информация о работе Варианты дальнейшего развития народовластия