В чем сущность марксизма как политической идеологии?

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Наиболее существенный вклад социалистической идеологии в XIX в. внесли К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) – основатели марксизма, ставшего синонимом коммунистической идеологии.
Они разработали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, согласно которой социализм – это не утопия, а неизбежная и закономерная фаза становления более отдалённого этапа развития общества – коммунизма, который представляет подлинную цель прогресса человечества.

Работа содержит 1 файл

идеология Марксизма.docx

— 14.82 Кб (Скачать)

В чем сущность марксизма как политической идеологии?

 

Наиболее  существенный вклад социалистической идеологии в XIX в. внесли К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) – основатели марксизма, ставшего синонимом коммунистической идеологии.

Они разработали философскую, экономическую  и социально-политическую теорию, согласно которой социализм – это не утопия, а неизбежная и закономерная фаза становления более отдалённого этапа развития общества – коммунизма, который представляет подлинную цель прогресса человечества.

Основные  положения марксизма:

  • Капитализм в процессе своего развития сам создаёт предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму.
  • Люди, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства являются производительными силами общества. Но они не являются собственниками средств производства.
  • Собственность на средства производства – это основа отношений между рабочими и владельцами средств производства – капиталистами, а также между самими рабочими в процессе производства. Эти отношения называются производственными отношениями.
  • Вместе производительные силы и производственные отношения составляют способ производства материальных благ. Но производительные силы (люди и орудия труда) изменяются быстрее, чем базирующиеся на собственности производственные отношения. В результате на определённой ступени своего развития материальные производительные силы приходят в состояние противоречия, конфликта с производственными отношениями, прежде всего с отношениями собственности, внутри которых они развивались. Эти отношения превращаются в оковы для производительных сил. Тогда наступает эпоха социальных революций.
  • Кроме этой материальной основой революционного ниспровержения капитализма формируется и субъект этого ниспровержения – рабочий класс, могильщик капитализма. По мере нарастания противоречия между производительными силами и производственными отношениями рабочий класс постепенно от частичных конфликтов доходит до понимания неизбежности революционного ниспровержения капитализма.
  • Социальный конфликт – это неизбежное следствие и свойство антагонистической социальной системы. Поэтому его нужно постоянно анализировать. Такой конфликт имеет тенденцию к постоянному возрастанию и обострению, а высшим его проявлением является социальная революция, которая разрешает все антагонистические противоречия и является орудием перехода к новому социальному устройству.
  • Такой переход, по Марксу, совершится нескоро, а в отдалённой исторической перспективе, когда усилия всех народов или, по крайней мере, наиболее развитых, передовых стран, объединятся и будет сделан решительный шаг к гармоничному социальному развитию (произойдёт мировая социальная революция). В этом процессе свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы предпосылки для устранения социальных антагонизмов и эксплуатации из жизни общества.

В исторической эпохе, которую откроет  ниспровержение господства буржуазии, К.Маркс различал три периода:

а) переходный период от капитализма к  социализму:

- государство в нём должно быть  орудием диктатуры пролетариата (подавлять продолжающееся сопротивление буржуазии);

- обобществление средств производства для создания условий для строительства нового общества;

б) социализм как первая фаза коммунизма:

- отсутствие частной собственности  и эксплуататорских классов; значит  политическое насилие (диктатура пролетариата) уже не нужно;

- государство ещё сохраняется,  выполняет функцию регулирования  социалистических общественных отношений;

- распределение осуществляется по  принципу: «от каждого – по  способностям, каждому – по труду»;

в) коммунизм – высшая фаза и цель человечества:

- общество без классов и без  насилия;

- с исчезновением классов неизбежно  исчезнет и государство и осуществится  коммунистическое общественное  самоуправление;

- богатство общества позволит  осуществить принцип распределения:  «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

- сформируется новый тип человека  – всесторонне развитая, гармоничная личность.


Информация о работе В чем сущность марксизма как политической идеологии?