Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:37, реферат
Таким образом, расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан. Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется за счет средств бюджета того уровня государственной власти и местного самоуправления, в чьем ведении они находятся.
Цель работы: рассмотреть бюджетные расходы на осуществление социальной политики.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Расходы бюджета на социальные цели: понятие и сущность.............................5
2. Бюджетные расходы на осуществление социальной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………….8
3. Минусы в реализации социальной политики……………………………….....17
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………..22
В 2011 году планируется завершить софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В 2012 - 2014 годах будет продолжено предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление «делегированных» полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики, в том числе на:
- выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в сумме 2 372,4 млн. рублей в 2012 году, 2 502,9 млн. рублей в 2013 году, 2 635,9 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей);
- обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 6 621,8 млн. рублей ежегодно (на уровне 2011 года);
- на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 124 180,5 млн. рублей в 2012 году, 133 516,5 млн. рублей в 2013 году, 138 426,1 млн. рублей в 2014 году (с учетом федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. жилья);
- на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» в сумме 6 355,7 млн. рублей в 2012 году, 6 705,7 млн. рублей в 2013 году, 7 098,2 млн. рублей в 2014 году (с учетом ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции и увеличения численности получателей).
В 2012 - 2014 годах планируются межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики.
При формировании объема межбюджетных трансфертов учтена ежегодная с 1 апреля индексация ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, другим категориям граждан по уровню инфляции.
Ежемесячную денежную выплату получат около 17,1 млн. человек ежегодно, ее средний размер в 2012 году составит 2 198 рубля, к 2014 году он увеличится до 2440 рублей.
В рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов, начиная с 2010 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии и региональная социальная доплата к пенсии, в результате чего выполнена задача по достижению общего уровня материального обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.
Предполагается, что федеральная социальная доплата к пенсии в 2012 - 2014 годах будет установлена более 2,5 млн. человек, а региональная социальная доплата к пенсии - более 2,4 млн. человек.
В объеме межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики предусматриваются бюджетные ассигнований по следующим основным направлениям:
- на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (по прогнозным данным указанное пособие в 2012 - 2014 годах будет получать около 1,1 млн. человек);
- на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (средний размер указанного пособия в 2012 году составит 6 238 рублей, численность получателей указанного пособия превышает 17 тыс. человек);
- на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (размер указанного пособия в 2012 году составит 12 405 рублей и будет увеличен к 2014 году на 10,7%, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек).
Кроме того, планируется
существенно улучшить обеспечение
инвалидов техническими средствами
реабилитации, в том числе протезно-
Таблица 1. Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации
млрд. рублей | |||||||
2011 год (закон) |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
в % к предыдущему году |
проект |
в % к предыдущему году |
проект |
в % к предыдущему году | ||
Всего |
2 341,7 |
2 621,8 |
112,0 |
2 857,1 |
109,0 |
3 150,1 |
110,3 |
в том числе на: |
|||||||
Пенсионное обеспечение |
1 794,3 |
2 045,6 |
114,0 |
2 246,1 |
109,8 |
2 507,9 |
111,7 |
из них: |
|||||||
Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
875,9 |
1 060,1 |
121,0 |
1 192,7 |
112,5 |
1 355,7 |
113,7 |
Валоризация пенсионных прав граждан |
527,7 |
570,9 |
108,2 |
626,5 |
109,7 |
685,2 |
109,4 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
278,4 |
286,5 |
102,9 |
313,7 |
109,5 |
353,8 |
112,8 |
Компенсация выпадающих
доходов в связи с |
69,6 |
78,7 |
113,1 |
56,4 |
71,7 |
56,4 |
100,0 |
Федеральная социальная доплата к пенсии |
34,5 |
38,5 |
111,6 |
42,9 |
111,4 |
42,9 |
100,0 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам |
3,2 |
3,5 |
109,4 |
3,9 |
111,4 |
3,9 |
100,0 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений |
5,0 |
7,5 |
150,0 |
10,0 |
133,3 |
10,0 |
100,0 |
Администрируемые расходы |
547,4 |
576,2 |
105,3 |
611,0 |
106,0 |
642,2 |
105,1 |
из них: |
|||||||
Осуществление ежемесячных денежных выплат |
365,3 |
378,5 |
103,6 |
397,6 |
105,0 |
417,3 |
105,0 |
Предоставление материнского (семейного) капитала |
120,8 |
132,7 |
109,9 |
144,1 |
108,6 |
151,3 |
105,0 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
40,4 |
44,0 |
108,9 |
49,3 |
112,0 |
54,2 |
109,9 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан |
10,0 |
8,9 |
89,0 |
8,0 |
89,9 |
7,2 |
90,0 |
Выплата социального пособия на погребение |
0,2 |
0,26 |
105,0 |
0,3 |
147,6 |
0,3 |
106,5 |
Иные социальные выплаты |
10,7 |
11,8 |
110,3 |
11,7 |
99,1 |
11,9 |
101,7 |
В 2012 - 2014 годах трудовые
пенсии, пенсии по государственному пенсионному
обеспечению и социальные пособия
будут увеличиваться в
Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.
Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
С 2010 года введен механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР.
В связи с этим на 2012 - 2014 годы будут предусмотрены ассигнования на валоризацию расчетного пенсионного капитала. В среднем увеличение пенсионного капитала за счет валоризации уже составило 1 250 рублей в месяц. Наибольшее повышение от валоризации получили пенсионеры старше 80 лет - до 1 700 рублей.
Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
С 1 января 2010 года вступил
в силу Федеральный закон о
страховых взносах в
С 1 января 2011 года был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов - 34%, из которого - 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно, для отдельных
категорий страхователей был
введен льготный переходный период с
установлением пониженного
Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012 - 2014 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты.
Основные направления
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета, передаваемых бюджету Фонда
социального страхования
Таблица 2. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
млрд. рублей | |||||||
2011 год (закон) |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
в % к предыдущему году |
проект |
в % к предыдущему году |
проект |
в % к предыдущему году | ||
Всего |
83,2 |
76,5 |
91,9 |
79,6 |
104,1 |
82,9 |
104,1 |
в том числе: |
|||||||
Компенсация выпадающих
доходов в связи с |
5,4 |
6,3 |
116,7 |
5,6 |
88,9 |
5,6 |
100,0 |
Покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации |
11,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Администрируемые расходы: |
66,5 |
70,2 |
105,6 |
74,0 |
105,4 |
77,3 |
104,5 |
Выплата пособий по уходу
за ребенком до достижения им возраста
полутора лет гражданам, не подлежащим
обязательному социальному стра |
49,3 |
52,3 |
106,1 |
55,2 |
105,5 |
57,9 |
104,9 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации |
9,0 |
9,0 |
100,0 |
9,0 |
100,0 |
9,0 |
100,0 |
Выплата пособий при
рождении ребенка гражданам, не подлежащим
обязательному социальному |
5,7 |
6,0 |
105,3 |
6,3 |
105,0 |
6,6 |
104,8 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации |
1,4 |
1,5 |
107,1 |
1,6 |
106,7 |
1,7 |
105,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами |
1,1 |
1,4 |
127,3 |
1,9 |
135,7 |
2,1 |
110,5 |
Кроме того, зарезервированные бюджетные ассигнования на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации |
- |
85,7 |
- |
88,3 |
115,8 |
93,5 |
106,1 |
В составе межбюджетных
трансфертов бюджету Фонда
В настоящее время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий, начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.
В связи с этим, на покрытие
дефицита бюджета Фонда социального стра
В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма исчисления названных пособий, направленного на оптимизацию расходов, на их выплату.
3. Минусы в реализации социальной политики
Официальная система социальной защиты поглощает около 12 % ВВП и обеспечивает до 30 % семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 % от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами.
Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.
Существующая система оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:
Недостаточный размер пособий: пособия по безработице в среднем составляют лишь около 15 % от прожиточного минимума; пособия семьям – в среднем 12 % от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 % прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 % прожиточного минимума для престарелых.