Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направления деятельности омбудсмена.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5
1.1 Развитие правовой базы учреждения должности…………………………………...5
1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране……..7
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13
2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16
2.3 Международная деятельность Уполномоченного…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список используемых источников……………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………………………36
10 марта 1995 года, в день очередной попытки принятия закона во втором чтении, Дума по предложению С.Бабурина, Н.Зацепиной, И.Аничкина и Н.Гена (Российский путь) отменила свое решение от 17 января 1994 о назначении Ковалева, за это голосовали не только левая оппозиция и ЛДПР, но также ДПР и часть "Новой региональной политики".
Отставка Ковалева не помогла, как этого ожидали некоторые из ее организаторов, утверждению закона, так необходимого для скорейшего принятия России в Совет Европы. Теперь за него отказывались голосовать "Выбор России" и "Яблоко", считая отставку Ковалева ревизией коалиционного соглашения.
В Государственной Думе второго созыва повторилась патовая ситуация: проправительственные фракции предлагали включить в закон поправки, которые бы не позволили назначить уполномоченным Владимира Борисовича ИСАКОВА, кандидатура которого рассматривалась левым большинством. Одни из таких поправок предусматривали назначение уполномоченного двумя третями голосов (что противоречит Конституции), другие - запрет занимать эту должность тем, кто в течение нескольких последних лет состоял в руководстве политических партий или баллотировался в Государственную Думу по партийным спискам. В результате закон снова надолго завис на втором чтении. 2
20
марта 1996 закон был принят во
втором чтении с поправкой,
предусматривающей утверждение
списка кандидатов на
После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997, подписан Президентом 26 февраля 1997 под номером 1-фкз, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 4 марта 1997.
В соответствии с законом, Дума должна была назначить Уполномоченного в течение 30 дней со дня вступления закона в силу. Вопрос первый раз рассматривался 4 апреля 1997. Дума провела тайное голосование карточками раздельно по каждой из 5 кандидатур. В этом туре необходимо было набрать 300 голосов, чего не удалось ни одному кандидату: О.О. Миронов (КПРФ при поддержке "Народовластия") получил 244 голоса; В.Б. Исаков (Аграрная группа) - 211; В.Г. Вишняков (фракция ЛДПР) - 145, Е.Б. Мизулина (Яблоко) - 122, Л.Н. Завадская (выдвинута Президентом) - 109; А.И. Александров (НДР) - 89; С.А. Ковалев (выдвинут Г.В. Старовойтовой) - 64.
Вторая
попытка назначить
Выйти из тупика удалось только путем заключения нового многопартийного коалиционного соглашения. 20 мая 1998 Яблоко уступило "Российским регионам" освободившуюся квоту председателя Комитета Думы по бюджету, получив взамен ранее принадлежавшие "Регионам" должности председателя Комитета по Северу и зампреда Межпарламентской группы. НДР вернул себе утраченный с выходом из партии Л.Рохлина пост председателя Комитета по обороне, и, наконец, все участники договоренностей, кроме "Яблока", согласились поддержать кандидатуру О.О.Миронова на пост Уполномоченного по правам человека.
20-22 мая 1998 состоялось рейтинговое голосование по 10 кандидатурам: 20 мая проголосован О.О. Миронов (КПРФ, ЛДПР, НДР и Народовластие) - 340 голосов. 22 мая проголосованы еще 7 кандидатур: В.Г. Вишняков (ЛДПР) - 260 голосов, Ю.И. Бокань (выдвинут И. Кобзоном) - 28, бывший Министр юстиции В.А.Ковалев (выдвинут А.Д. Венгеровским) - 47, Ю.М. Слободкин (выдвинут депутатом - членом РКРП В.Ф. Григорьевым) - 218, В.И. Новодворская (выдвинута К.Н. Боровым) - 19, Б.А. Чахкиев (выдыинут М. Аушевым) - 91, Н.В. Нумеров (выдвинут В.И. Зоркальцевым и В.И. Илюхиным) - 138, С.А. Ковалев (выдвинут В. Борщевым) - 96. Сняли свои кандидатуры до голосования Е.Б .Мизулина (Яблоко) - в знак протеста против участия Яблока в пакетных договоренностях с коммунистами; А.А. Акбаев (выдвинут 10 депутатами из групп "Российские регионы" и НДР, в том числе Н. Хачилаевым, который в день голосования поднял мятеж в Дагестане) - в пользу О.О. Миронова. Получивший в рейтинговом туре необходимое большинство в 2/3 О.О. Миронов 22 мая тайным голосованием был назначен на должность уполномоченного и принес присягу.
2
марта 1999 указом Президента
На весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка назначить нового уполномоченного по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов.3
13
февраля 2004 Уполномоченным назначен
заместитель председателя
По данным газеты "Правда России" за 29 ноября 2000 к этому времени региональные уполномоченные по правам человека были избраны в 8 регионах: Башкирии, Татарии, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской и Свердловской областях. В Санкт-Петербурге попытка назначить уполномоченного состоялась в октябре 2000, но предложенные кандидатуры недобрали голосов. К октябрю 2001 институт уполномоченного учрежден в 15 регионах, на встрече с О.О.Мироновым 22 октября присутствовали 10 уполномоченных.
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ
Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами".
Формально Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской федерации.
Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы. 4
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
Должность
Уполномоченного по правам человека,
назначаемого и освобождаемого от должности
Государственной Думой и
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997.
Расходы на деятельность Уполномоченного в размере 30.045.300 руб. добавлены в бюджет-1998 законом N100-фз от 16 июля 1998 за счет соответствующего сокращения резервного фонда Правительства РФ.
История и практика института народного защитника зарубежных стран знают парламентского омбудсмэна (Великобритания, Швеция) и омбудсмэна исполнительной власти (Америка, Канада, Австралия). Первый, несомненно, призван упрочить представительную ветвь власти, тогда как второй – орган исполнительной ветви. Определить институт омбудсмэна как органа представительной или исполнительной ветвей позволяют следующие признаки: правовая база, согласно которой он функционирует, кем назначается и отстраняется от должности, кому подотчетен, анализ функций и полномочий. Исходя из классической теории принципа разделения властей, орган той или иной ветви власти не должен иметь компетенцию, принадлежащую другой ветви власти.
В российском варианте определить принадлежность Уполномоченного той или иной ветви власти весьма сложно: это своеобразный конгломерат переплетений.
2 Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее
На
должность Уполномоченного
1.
Предложения о кандидатах на
должность Уполномоченного
2.
Предложения о кандидатах на
должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
2.
Государственная Дума
3.
Каждая кандидатура, выносимая
на тайное голосование при
назначении Уполномоченного,
1.
При вступлении в должность
Уполномоченный приносит
2.
Присяга приносится на
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.