Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направления деятельности омбудсмена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5
1.1 Развитие правовой базы учреждения должности…………………………………...5
1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране……..7
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13
2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16
2.3 Международная деятельность Уполномоченного…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список используемых источников……………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по правам человека в рф.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     10 марта 1995 года, в день очередной  попытки принятия закона во втором чтении, Дума по предложению С.Бабурина, Н.Зацепиной, И.Аничкина и Н.Гена (Российский путь) отменила свое решение от 17 января 1994 о назначении Ковалева, за это голосовали не только левая оппозиция и ЛДПР, но также ДПР и часть "Новой региональной политики".

     Отставка  Ковалева не помогла, как этого ожидали некоторые из ее организаторов, утверждению закона, так необходимого для скорейшего принятия России в Совет Европы. Теперь за него отказывались голосовать "Выбор России" и "Яблоко", считая отставку Ковалева ревизией коалиционного соглашения.

     В Государственной Думе второго созыва повторилась патовая ситуация: проправительственные фракции предлагали включить в закон  поправки, которые бы не позволили  назначить уполномоченным Владимира  Борисовича ИСАКОВА, кандидатура которого рассматривалась левым большинством. Одни из таких поправок предусматривали назначение уполномоченного двумя третями голосов (что противоречит Конституции), другие - запрет занимать эту должность тем, кто в течение нескольких последних лет состоял в руководстве политических партий или баллотировался в Государственную Думу по партийным спискам. В результате закон снова надолго завис на втором чтении. 2

     20 марта 1996 закон был принят во  втором чтении с поправкой,  предусматривающей утверждение  списка кандидатов на должность  уполномоченного двумя третями голосов. Авторы этой идеи подразумевали утверждение 300 голосами не каждой кандидатуры, а пакета взаимоприемлемых кандидатур, из которого уже простым большинством выбирается Уполномоченный. Однако в итоге поправка была сформулирована в таком виде, что 300 голосов должна набрать каждая отдельно предлагаемая кандидатура. После принятия в целом 17 апреля 1996 закон был направлен в Совет Федерации и им отклонен (основное требование сенаторов - заменить предусмотренное проектом право Уполномоченного создавать региональные представительства на право субъектов Федерации создавать у себя аналогичную должность, находящуюся на содержании регионального бюджета).

     После нескольких раундов согласований закон был принят Государственной Думой 25 декабря 1996, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997, подписан Президентом 26 февраля 1997 под номером 1-фкз, опубликован в "Российской газете" и вступил в силу 4 марта 1997.

     В соответствии с законом, Дума должна была назначить Уполномоченного  в течение 30 дней со дня вступления закона в силу. Вопрос первый раз  рассматривался 4 апреля 1997. Дума провела  тайное голосование карточками раздельно  по каждой из 5 кандидатур. В этом туре необходимо было набрать 300 голосов, чего не удалось ни одному кандидату: О.О. Миронов (КПРФ при поддержке "Народовластия") получил 244 голоса; В.Б. Исаков (Аграрная группа) - 211; В.Г. Вишняков (фракция ЛДПР) - 145, Е.Б. Мизулина (Яблоко) - 122, Л.Н. Завадская (выдвинута Президентом) - 109; А.И. Александров (НДР) - 89; С.А. Ковалев (выдвинут Г.В. Старовойтовой) - 64.

     Вторая  попытка назначить Уполномоченного  проведена 17 сентября 1997. и закончилась  столь же безрезультатно. О.О. Миронов (выдвинут фракцией КПРФ) - 265 голосов, В.Б.Исаков (выдвинут Аграрной группой) - 198, Е.Б. Мизулина (Яблоко) - 176, В.Н. Лихачев (выдвинут Советом Федерации 11 июня 1997, поддержан фракцией "Наш дом - Россия") - 148, В.Г. Вишняков (ЛДПР) - 113, Ю.А. Рыбаков (выдвинут Г.В. Старовойтовой) - 58, В.В. Воронин (выдвинут А.Д. Венгеровским) - 19.

     Выйти из тупика удалось только путем заключения нового многопартийного коалиционного соглашения. 20 мая 1998 Яблоко уступило "Российским регионам" освободившуюся квоту председателя Комитета Думы по бюджету, получив взамен ранее принадлежавшие "Регионам" должности председателя Комитета по Северу и зампреда Межпарламентской группы. НДР вернул себе утраченный с выходом из партии Л.Рохлина пост председателя Комитета по обороне, и, наконец, все участники договоренностей, кроме "Яблока", согласились поддержать кандидатуру О.О.Миронова на пост Уполномоченного по правам человека.

     20-22 мая 1998 состоялось рейтинговое  голосование по 10 кандидатурам: 20 мая проголосован О.О. Миронов (КПРФ, ЛДПР, НДР и Народовластие) - 340 голосов. 22 мая проголосованы еще 7 кандидатур: В.Г. Вишняков (ЛДПР) - 260 голосов, Ю.И. Бокань (выдвинут И. Кобзоном) - 28, бывший Министр юстиции В.А.Ковалев (выдвинут А.Д. Венгеровским) - 47, Ю.М. Слободкин (выдвинут депутатом - членом РКРП В.Ф. Григорьевым) - 218, В.И. Новодворская (выдвинута К.Н. Боровым) - 19, Б.А. Чахкиев (выдыинут М. Аушевым) - 91, Н.В. Нумеров (выдвинут В.И. Зоркальцевым и В.И. Илюхиным) - 138, С.А. Ковалев (выдвинут В. Борщевым) - 96. Сняли свои кандидатуры до голосования Е.Б .Мизулина (Яблоко) - в знак протеста против участия Яблока в пакетных договоренностях с коммунистами; А.А. Акбаев (выдвинут 10 депутатами из групп "Российские регионы" и НДР, в том числе Н. Хачилаевым, который в день голосования поднял мятеж в Дагестане) - в пользу О.О. Миронова. Получивший в рейтинговом туре необходимое большинство в 2/3 О.О. Миронов 22 мая тайным голосованием был назначен на должность уполномоченного и принес присягу.

     2 марта 1999 указом Президента Уполномоченный  по правам человека РФ был  внесен в список лиц, замещающих  государственные должности, которым указом N309 от 9 апреля 1997 были установлены оклады. Оклад уполномоченного составил 6500 руб. С учетом повышения окладов в 1,5 раза с 1 сентября 1999 указом от 23 августа 1999 оклад Уполномоченного составил 9750 руб. ($350). Указом N1853 от 9 ноября 2000 все оклады повышены с 1 декабря 2000 в 1,2 раза.

     На  весенней сессии Государственной Думы 2003 года была предпринята попытка  назначить нового уполномоченного  по правам человека вместо О.О.Миронова, срок полномочий которого истек. Однако ни один кандидат не получил требуемого числа голосов.3

     13 февраля 2004 Уполномоченным назначен  заместитель председателя партии  Яблоко Владимир Петрович Лукин,  кандидатура которого была предложена  Думе президентом Путиным. 

     По  данным газеты "Правда России" за 29 ноября 2000 к этому времени региональные уполномоченные по правам человека были избраны в 8 регионах: Башкирии, Татарии, Астраханской, Волгоградской, Ленинградской, Саратовской, Смоленской и Свердловской областях. В Санкт-Петербурге попытка назначить уполномоченного состоялась в октябре 2000, но предложенные кандидатуры недобрали голосов. К октябрю 2001 институт уполномоченного учрежден в 15 регионах, на встрече с О.О.Мироновым 22 октября присутствовали 10 уполномоченных.

     1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ

     Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами".

     Формально Уполномоченный при осуществлении  своих полномочий независим и  неподотчетен каким-либо государственным  органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность Уполномоченного  с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской федерации.

     Введение  чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

     Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы. 4

     Уполномоченный  вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

     Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности  Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ.

     Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997.

     Расходы на деятельность Уполномоченного в  размере 30.045.300 руб. добавлены в бюджет-1998 законом N100-фз от 16 июля 1998 за счет соответствующего сокращения резервного фонда Правительства РФ.

     История и практика института народного  защитника зарубежных стран знают  парламентского омбудсмэна (Великобритания, Швеция) и омбудсмэна исполнительной власти (Америка, Канада, Австралия). Первый, несомненно, призван упрочить представительную ветвь власти, тогда как второй – орган исполнительной ветви. Определить институт омбудсмэна как органа представительной или исполнительной ветвей позволяют следующие признаки: правовая база, согласно которой он функционирует, кем назначается и отстраняется от должности, кому подотчетен, анализ функций и полномочий. Исходя из классической теории принципа разделения властей, орган той или иной ветви власти не должен иметь компетенцию, принадлежащую другой ветви власти. 

     В российском варианте определить принадлежность Уполномоченного той или иной ветви власти весьма сложно: это  своеобразный конгломерат переплетений.

     2 Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности

     2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее

     На  должность Уполномоченного назначается  лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее  познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

     1. Предложения о кандидатах на  должность Уполномоченного могут  вноситься в Государственную  Думу Президентом Российской  Федерации, Советом Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации, депутатами Государственной  Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

     2. Предложения о кандидатах на  должность Уполномоченного вносятся  в Государственную Думу в течение  месяца до окончания срока  полномочий предыдущего Уполномоченного.

     1. Уполномоченный назначается на  должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

     2. Государственная Дума принимает  постановление о назначении на  должность Уполномоченного не  позднее 30 дней со дня истечения  срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

     3. Каждая кандидатура, выносимая  на тайное голосование при  назначении Уполномоченного, выдвинутая  в соответствии со статьей  7 настоящего Федерального конституционного  закона, включается в список для  тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

     1. При вступлении в должность  Уполномоченный приносит присягу  следующего содержания: "Клянусь  защищать права и свободы человека  и гражданина, добросовестно исполнять  свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

     2. Присяга приносится на заседании  Государственной Думы непосредственно  после назначения Уполномоченного  на должность.

     3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ