Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:21, реферат
Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.
Одним из первых теоретиков
новой эпохи был итальянец Никк
"Природа создала людей таким образом,
- писал Макиавелли, - что люди могут желать
всего, но не могут всего достигнуть".
Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы,
подозрительны и никогда не довольствуются
своей долей. Поэтому в политике всегда
следует рассчитывать на худшее, а не на
доброе и идеальное.
Государство (независимо от его формы)
Макиавелли рассматривал как некое отношение
между правительством и подданными, опирающееся
на страх или любовь последних. Государство
незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям, если
страх подданных не перерастает в ненависть,
а любовь - в презрение.
В центре внимания Макиавелли - реальная
способность правительства
повелевать подданными. В книге "Государь"
и других сочинениях содержится ряд правил,
практических рекомендаций, основанных
на его представлении о страстях и стремлениях
людей и социальных групп, на примерах
истории и современной ему практики итальянских
и других государств.
После написания трактата "Государь" (1512)
Макиавелли становится европейской знаменитостью.
Весьма двусмысленная слава преследует
его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал
предмет политической науки, но его осуждают
за создание кощунственного произведения
(с антихристианской философией).
В истории по его мнению три силы : Бог,
Судьба и Великая личность. Макиавелли
первый, кто обратил внимание на роль личности
истории.
Основные черты его
учения:
1. Гуманизм: "Человек может все:
изменить волю бога, изменить свою судьбу,
человек может быть великим даже в злодеянии.
Человек может изменить ход истории".
2. Антифатализм: стремление изменить
свою судьбу.
3. Реализм. Описывал то, что есть.
Суть трактата "Государь" -
учение о политике.
А) Политика - это опытная наука о реальном
положении вещей. Изучает мир власти таким,
каков он есть.
Б) Политика - наука о способах захвата
и удержания власти. Первый сформулировал
понятие власти. Власть - состояние господства
и подчинения.
В) Политика - целенаправленный вид человеческой
деятельности. Цель всегда одна - поддержать
и предложить власть.
Г) Политика - особая сфера аморальная
общественной жизни, в борьбе за власть
нельзя руководствоваться моральными
критериями. В оценке политических действий
нельзя применять моральную оценку.
Д) Политика автономна по отношению к религии.
Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает
средства.
Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя
научить, первостепенное значение имеет
личность. В политике нет постоянных средств
успеха. Выбор средств зависит от ситуации.
Основы власти:
1. Материальные основания - сила. Многочисленная
преданная армия. Сам политик должен обладать
началами полководца.
2. Власть должна иметь социальную опору
- народ. (Макиавелли рекомендует опираться
на народ, аристократию лучше истребить.)
3. Психологические основания (чувства).
Народ должен любить и (больше) бояться
правителя. Есть психологические чувства,
которые вредны для власти - ненависть
и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение
вызывает бездеятельность правителя,
его малодушие. Политика "золотой середины".
Правитель должен научиться быть недобрым
(умение лгать, убивать). Правитель должен
казаться великим человеком (имидж).
Целью государства и основой его прочности
Макиавелли считал безопасность личности
и незыблемость собственности. Самое опасное
для правителя, неустанно повторял Макиавелли,
- посягать на имущество подданных - это
неизбежно порождает ненависть (а ведь
никогда не ограбишь так, чтобы не осталось
и ножа). Незыблемость частной собственности,
как и безопасность личности, Макиавелли
называл благами свободы, считал целью
и основой прочности государства.
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия
о возникновении государства и круговороте
форм правления; вслед за античными авторами
он отдает предпочтение смешанной (из
монархии, аристократии и демократии)
форме.
Религия должна быть одним из атрибутов
государства, должна иметь государственный
статус. Вред христианства для государства,
т.к. слабость государственной ценности
в государстве.
Политический идеал (двойственен).
1. Наиболее оптимальна - Флорентийская
республика.
2. В трактате "Государь", абсолютная
монархия - лучшая форма правления. Создание
единого Итальянского государства оправдывало
любые средства.
Произведения Макиавелли оказали громадное
влияние на последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы и обоснованы
главные программные требования буржуазии:
незыблемость частной собственности,
безопасность личности и имущества, республика
как наилучшее средство обеспечения "благ
свободы", осуждение феодального дворянства,
подчинение религии политике и ряд других.
Наиболее проницательные идеологи буржуазии
высоко оценили методологию Макиавелли,
в особенности освобождение политики
от теологии, рационалистическое объяснение
государства и права, стремление определить
их связь с интересами людей.
Информация о работе Учение Н. Макиавелли о государстве и политике