Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:29, реферат
Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе является одним из приоритетных направлений деятельности этого органа государственной власти. Это объективно вытекает из конституционного статуса Правительства России, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти на федеральном уровне решать важнейшие вопросы управления страной. Основываясь на положениях ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" конкретизировал полномочия высшего органа исполнительной власти России.
Участие Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе является одним из приоритетных направлений деятельности этого органа государственной власти. Это объективно вытекает из конституционного статуса Правительства России, уполномоченного при осуществлении исполнительной власти на федеральном уровне решать важнейшие вопросы управления страной. Основываясь на положениях ст. 114 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" конкретизировал полномочия высшего органа исполнительной власти России. При этом наряду с перечнем общих полномочий Правительства России, выражающихся в реализации им внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществлении предоставленного ему права законодательной инициативы (ст. 13), указанный Федеральный конституционный закон достаточно полно определяет содержание его полномочий в целом ряде сфер государственной жизни. Вполне понятно, что для успешной реализации столь объемных задач Правительству Российской Федерации невозможно оставаться исключительно в роли органа, выполняющего решения главы государства и парламента страны. Правительство России должно обладать возможностью активно влиять на содержание внутренней и внешней политики государства. Поэтому наделение его достаточно большими полномочиями в законотворческом процессе - вполне оправданное явление.
1. Виды актов
Правительства РФ и иных
исполнительной власти в законопроектной деятельности
Обратимся к
процедуре законопроектной
Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с утвержденными им планами законопроектных работ, программами деятельности Правительства Российской Федерации, иными его актами, предусматривающими разработку законопроектов Совершенствовать законопроектную деятельность. Программы и планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации формируются в соответствии с программами социально-экономического развития страны, а также на основе концепции развития законодательства Российской Федерации. В зависимости от текущих и стратегических целей программы законопроектных работ необходимо разделять на ежегодные (утверждаемые на 1 год) и на перспективные (утверждаемые на 2-4 года).
Значительное
место среди планов законопроектной
деятельности занимает план подготовки
проектов федеральных законов
Кроме этого, в
деятельности предыдущего правительства
можно выделить составление еще двух групп
планов: планы (перечни) приоритетных законопроектов,
предлагаемых к рассмотрению Государственной
Думой в период осенней или весенней сессии,
а также тематические планы. Указанными
планами законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации предусматриваются
поручения федеральным органам исполнительной
власти по разработке законопроектов.
При этом определяются ответственный
федеральный орган исполнительной власти
- головной исполнитель, состав соисполнителей
и срок представления документов Повышение
эффективности исполнения федеральных
законов как требование времени. Проекты
планов законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации разрабатываются
Министерством юстиции Российской Федерации
совместно с Институтом законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве
на основе обобщенных предложений федеральных
органов исполнительной власти, предложений
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, государственных
и иных организаций и вносятся Минюстом
России в Правительство Российской Федерации.
Принятые планы законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации направляются
Президенту Российской Федерации и в палаты
Федерального Собрания. Поскольку акт,
принимаемый Правительством в связи с
утверждением плана законопроектной деятельности,
не носит нормативного характера, он издается
Правительством РФ в форме распоряжения.
Министерство юстиции РФ разрабатывает
проекты планов законопроектной деятельности
Правительства на основе предложений
федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих нормативно-правовое регулирование
в установленной сфере деятельности, и
предложений департаментов Министерства
Министерство юстиции России и укрепление
вертикали власти. Формирование ежегодных
проектов планов законопроектной деятельности
Правительства осуществляет Департамент
государственной политики в сфере федеральной
юстиции Министерства юстиции.
Проекты планов
визируются статс-секретарем - заместителем
Министра и за подписью Министра вносятся
в установленном порядке в Правительство.
Проекты планов
законопроектной деятельности Правительства
подготавливаются и оформляются
Министерством юстиции в
1. Наименование
вида акта - постановление Правительства
Российской Федерации или
2. Дата акта
отделяется от наименования
3. Индекс (номер)
печатается арабскими цифрами
и состоит из знака "№"
и порядкового номера
К порядковому
номеру распоряжения через дефис добавляется
буква "р", например № 153-р.
4. Место издания
- отделяется от реквизитов "Дата"
и "Номер" межстрочным
5. Заголовок
- порядок оформления заголовка
аналогичен оформлению этого реквизита
в проектах указов (распоряжений) Президента
Российской Федерации.
6. Текст отделяется
от заголовка межстрочным
Текст печатается
от левой границы текстового поля
и выравнивается по левой и правой границам
текстового поля. Первая строка абзаца
начинается на расстоянии 1,25 см от левой
границы поля.
Текст может
подразделяться на констатирующую часть
(преамбулу) и постановляющую часть
(в распоряжениях - распорядительную).
7. Преамбула
в проектах постановлений
Преамбула может
отсутствовать, если предписываемые действия
не нуждаются в разъяснении.
8. Постановляющая
(распорядительная) часть проектов
постановлений (распоряжений) Правительства
Российской Федерации, как
Пункты нумеруются
арабскими цифрами с точкой и
заголовков не имеют.
9. При наличии
приложений к постановлению (
10. Подпись отделяется
от текста межстрочным
Приложения к проектам
актов (постановлений и распоряжений)
Правительства Российской Федерации печатаются
на отдельных листах бумаги и визируются.
Размеры полей,
шрифты и межстрочные интервалы
при печатании текста идентичны
размерам, применяемым при оформлении
текстов постановлений (распоряжений).
Порядок оформления
приложений к проекту постановления
(распоряжения) Правительства Российской
Федерации аналогичен оформлению приложений
к проектам указов (распоряжений) Президента
Российской Федерации.
11. Визы проставляются
на оборотной стороне последнего листа
первого экземпляра (подлинника) проекта
постановления (распоряжения) в нижней
его части.
Если в тексте
проекта акта Правительства Российской
Федерации упоминаются ранее
принятые акты Президента Российской
Федерации или Правительства Российской
Федерации, то делается ссылка на соответствующий
официальный источник их опубликования,
например: "(Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, № 3, ст. 6)".
Если подготавливаемый
акт Правительства Российской Федерации
влечет за собой внесение изменений или
дополнений в другие акты Правительства
Российской Федерации, эти изменения или
дополнения включаются в проект подготавливаемого
акта или представляются в виде самостоятельного
акта одновременно с ним.
Проект акта
Правительства Российской Федерации по
организации исполнения федерального
закона или акта Президента Российской
Федерации должен содержать ссылку на
соответствующий федеральный закон или
акт Президента Российской Федерации
Конституционно-правовое регулирование
деятельности Совета Федерации. Справка
к проекту постановления (распоряжения)
оформляется на стандартных листах бумаги
формата А4 и имеет следующие реквизиты:
1. Наименование
вида документа - печатается прописными
буквами 2 межстрочными интервалами
ниже верхней границы
2. Заголовок
отделяется от предыдущего
В заголовке
указывается полное название проекта
постановления (распоряжения), к которому
подготовлена справка.
3. Текст отделяется
от заголовка 3 межстрочными интервалами,
печатается шрифтом размером
№ 14 через 1,5 интервала.
Первая строка
абзаца печатается на расстоянии 1,25 см
от левой границы текстового поля.
В тексте кратко
излагаются мотивы внесения проекта, обоснование
и суть проекта, наличие разногласий, результаты
проработки и экспертизы.
4. Подпись отделяется
от текста 3 межстрочными интервалами.
Подпись включает
наименование должности лица, подписывающего
справку, его личную подпись и расшифровку
подписи (инициалы и фамилию).
Наименование
должности печатается от левой границы
текстового поля через 1 межстрочный
интервал и центрируется относительно
самой длинной строки.
Расшифровка подписи
располагается на уровне последней
строки наименования должности без пробела
между инициалами и фамилией. Последняя
буква в расшифровке подписи ограничивается
правым полем.
При наличии
нескольких подписей они располагаются
одна под другой в соответствии с
занимаемыми должностями.
Подписи отделяются
одна от другой 1 - 2 пустыми строками.
Следует учитывать,
что рассмотрение проекта федерального
закона, не подготовленного на должном
качественном уровне и внесенного в
Государственную Думу, будет существенно
затруднено . Практически сразу после
формирования состава Правительства России
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации 1993 г. и начала его работы порядок
организации законопроектной деятельности
Правительства был определен постановлением
Правительства Российской Федерации от
19 июня 1994 г. № 733, утвердившим Временное
положение о такой деятельности Правительства
Российской Федерации СЗ РФ. 1994. № 9. Ст.
1019.. Данный факт является свидетельством
того, какое важное значение придается
организации законопроектной работы Правительства
Российской Федерации. Итак, акты Правительства:
а) подзаконны;
б) обязательны
к исполнению на всей территории Федерации;
в) имеют межотраслевое
содержание;
г) разделяются
на постановления, как решения, имеющие
нормативный характер или наиболее
важное значение, и на распоряжения, как
решения по оперативным и другим текущим
вопросам;
д) имеют различные
процедуры подготовки и принятия
в зависимости от того, являются
ли они постановлениями или
Информация о работе Участие правительства РФ в законодательном процессе