Трансформации этнонациональной политики в РФ (конец XX – начало XXI века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы - трансформации этнонациональной политики в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века.
Актуальность темы исследования определяется тем, что этнонациональная политика государства в последнее время претерпевает кардинальные изменения, которые касаются формирования государственного устройства России. Как отмечают исследователи, в РФ в 90-е годы прошлого века из этнонациональной политики было видно, что Россия - децентрализованная федерация. Тогда как в наше время, судя по этнонациональной политике, проводимой последними двумя президентами, в России, как многонациональной и поликультурной стране, наблюдаются тенденции жестко централизованного унитаризма.

Содержание

Введение 3
1. Проблемы становления этнонациональной политики в России в конце XX века (постсоветский период) 5
2.Тенденции централизации в этнонациональной политике в России в начале XXI века 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

  Министерство  образования и науки РФ

  ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

  Философский факультет

  Кафедра политологии 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

  (конец  XX – начало XXI века) 

  Сат Алия Викторовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Руководитель

                                                                                                     канд. филос. наук, доцент

                                                                                                          ___________Е. Г. Аванесова

                                                                                  Автор работы

                                                                                              __________А. В. Сат 
 
 

Томск 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                                                         3

1. Проблемы становления этнонациональной политики в России в конце XX века (постсоветский период)                                                                                                                 5

2.Тенденции централизации в этнонациональной политике в России в начале XXI века   11                                                                                                                    

Заключение                                                                                                                                  18

Список использованной литературы                                                                                         19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  Тема  данной работы - трансформации этнонациональной политики в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века.

  Актуальность  темы исследования определяется тем, что этнонациональная политика государства в последнее время претерпевает кардинальные изменения, которые касаются формирования государственного устройства России. Как отмечают исследователи, в РФ в 90-е годы прошлого века из этнонациональной политики было видно, что Россия -  децентрализованная федерация. Тогда как в наше время, судя по этнонациональной политике, проводимой последними двумя президентами, в России, как многонациональной и поликультурной стране, наблюдаются тенденции жестко централизованного унитаризма.

  В данном исследовании использовались работы таких ученых, как Э. А. Паин, В. Р. Филиппов, Н. Ю. Лапина, М. С. Ильченко и других. Вышеперечисленные авторы в своих работах освящают основы этнонациональных и федеративных отношений, анализируют  этнонациональную политику в России.

  Объектом  данного исследования является этнонациональная политика в постсоветской России.

  Предметом выступают тенденции от децентрализации к централизации этнической политики в  Российской Федерации.

  Цель  работы – исследование этнонациональной политики  и выявление изменений этнонациональной политики в РФ (постсоветский период).

  Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть понятие этнонациональной политики;
  • ознакомиться с этнонациональной политикой России постсоветского периода;
  • сравнить этнонациональную политику конца XX века с политикой начала  XXI века.                                                         

  Методы, использованные в ходе  исследования: 

  • логический;
  • аналитический;
  • сравнительный;
  • описательный.

  Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

  В первой главе курсовой работы рассматривается  этническая политика Российского правительства конца прошлого столетия.

  Во  втором разделе работы – реформы, проведенные в сфере этнонациональной политики президентом В. В. Путиным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА (ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)

    Под этнонациональной политикой  я обозначила  государственную  политику, проводимую по отношению  к этническим регионам Российской  Федерации. Так как РФ многонациональная  страна, этнонациональная политика  в ней значима и важна. Столь  же значимо и изучение самой этнонациональной политики. Часто вместо термина «этнонациональная политика» используются этническая или национальная политика. На мой взгляд, использование национальной политики неуместно. Национальная политика – есть политика, проводимая государством по отношению к другим государствам. Этническая и этнонациональная политика – синонимичные понятия.

  Этнонациональная  политика Российской Федерации в 90-х годах XX века претерпевает серьезные изменения. Это вызвано тем, что в стране сменилась политическая система. Если в Советском Союзе этнические регионы имели только формальное право выхода из состава государства, то в РФ – фактическое. Российское государство вступало на путь демократии, и это явление существенно сказалось и на этнонациональной политике. Изменились сами отношения между государством и этническими регионами. Последние получили большую самостоятельность в действиях. Государство перестало жестко контролировать регионы, ограничило вмешательство во внутренние дела регионов. На мой взгляд, это связано не с тем, что государство перестала волновать этнонациональная политика, в первую очередь сказался политический кризис 1992-1993 годов. Кризис, вызванный крахом советской системы и становлением новой. Этнические регионы не замедлили воспользоваться данной ситуацией. Этнополитическая сфера данного периода ознаменована активностью этнических меньшинств. Причины взрыва политической активности этнических меньшинств понятны. За время тоталитарного правления в стране недовольство меньшинств накапливалось и затем, вырвалось наружу. Это можно наблюдать в таком явлении как «парад суверенитетов» - принятие российскими республиками деклараций о суверенитете, очень похожих на те, которые до того были приняты союзными республиками, ставшими независимыми государствами1.

  Я думаю, что политика первого президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина  во многом определялась формулой «Берите  суверенитета столько, сколько сможете  унести». Стратегия Ельцина была основана на переговорном процессе, чтобы  достичь компромиссов. Взаимные уступки были сделаны как федеральной властью, так и лидерами республик. Но федеральной властью больше. Они помогли переломить негативные тенденции в федеративных отношениях.  Договоры между федеральным центром и субъектами Федерации ограничили только формальную возможность объявления кем-либо из руководителей республик о выходе из состава Федерации.

  31 марта 1992 года был заключен  Договор. Сторонниками были Российское  государство с одной стороны  и власти российских регионов – с другой. В действительности это серия трех документов: Федеративный договор, который был подписан восемнадцатью из двадцати одной республики в составе Российской Федерации; отдельное соглашение, подписанное областями и краями Российской Федерации; третье соглашение подписано автономными округами и Еврейской автономной областью. В этом договоре прослеживается неравноправие субъектов в вопросах об их суверенитете, о праве участия в международных отношениях, о собственности на землю и ее недра. Во всех этих вопросах республики получили существенное преимущество по сравнению с другими субъектами федерации. Области и края свой статус изменили: они перестали быть административно-территориальными образованиями и стали субъектами Федерации. Однако республикам был предоставлен ряд полномочий (например, создавать свои правительства и принимать конституции), в которых было отказано областям и краям, вводились особые договорные условия, касающиеся налогов и субсидий. Более того Договор фактически признал ранее принятые Декларации о государственном суверенитете республик. Но республики были неудовлетворенны. Ингушетия, Чечня и Татарстан Федеративный договор не подписали. Башкирия подписала с дополнительным протоколом, где оговаривались дополнительные права. Татарстан заявил, что находится с Россией в отношениях «ассоциируемого членства». Ряд республик заявили о своем праве приостанавливать действие федеральных законов на своей территории. Татарстан, Башкирия, Якутия и Чечня прекратили уплату налогов в федеральную казну2.

  Я думаю, что Федеративный договор значительно повысил статус республик. Власти республик были неудовлетворенны, так как им хотелось еще большей самостоятельности в своих действиях. Факт подписания данного договора свидетельствует о слабости Центра, о децентрализации власти.

  Переломное  событие произошло после принятия Конституции Российской Федерации  в 1993 году. Текст Конституции не содержит упоминания о суверенитете республик, о самостоятельном гражданстве, также были отклонены претензии  республик на половину мест в Совете Федерации РФ. Хотя Конституция содержит принцип самоопределения народов в Российской Федерации, практический эффект этого положения сводится к нулю другой статьей, закрепляющей целостность и нерушимость Российской Федерации и таким образом предотвращающей отделение. Конституция утверждает равенство всех субъектов Федерации, что расценивается республиками как посягательство на их права. Практически это уравнивание осталось неполным: республики, например, сохранили право устанавливать собственный государственный язык  и принимать конституции. Тем не менее, федеральная Конституция стремилась уменьшить различия в статусе между республиками и другими субъектами Федерации. С учетом этого, неудивительно, что только 9 из 20 республик, участвовавших в референдуме по Конституции, зарегистрировали более чем 50%-ную явку и поддержку Конституции большинством голосов3. Конституция РФ не внесла определенность в разделение полномочий между федеральным правительством и правительствами субъектов Федерации. Подобно Федеративному договору Конституция передает многие важные функции органов государственной власти, такие как владение и пользование естественными ресурсами, поддержание правопорядка, социальная защита и социальное обеспечение, в совместное ведение федерального Центра и субъектов Федерации. Вдобавок некоторые из совместных полномочий, например защита прав человека и установление общих принципов налогообложения, кажется, пересекаются с полномочиями, находящимися в исключительном ведении федерального правительства.

  С конца 1993 года в России установился  новый политический порядок во взаимоотношениях центра и регионов, в основе которого лежали не только формальные, но и устные договоренности между президентом  Ельциным и лидерами республик. При  этом в обмен на расширение прав региональной элиты на федеральном уровне региональные лидеры обязались усмирить наиболее радикальные национальные движения.

  Первым  в феврале 1994 года был заключен договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федерацией и  Республикой Татарстан. Он обозначил важный момент в истории российского федерализма. Представленный договор не только «вернул Татарстан в политико-правовое пространство Российской Федерации»4, но и обозначил направление взаимодействия центра и регионов в новых условиях. В отношении других регионов были допущены бюджетные привилегии, осуществление контроля над кадровой политикой. В период между 1994 и 1998 годами подобные соглашения были подписаны Центром с 46 из 89 субъектов РФ. На их базе в тот же период было заключено более 500 межправительственных соглашений5. В итоге практика заключения двусторонних договоров превратилась в основной двигатель развития федеративных отношений. Наличие несоответствий федерального законодательства законодательству субъекта становилось поводом к заключению двустороннего соглашения. Возможность подписания таких договоров стало следствием возможности политического торга.

  Каждый  регион получал возможность выстраивать  индивидуальные отношения с центром, выдвигать собственные требования и собственные условия. В конституциях, уставах и законодательных актах субъектов РФ, особенно республик, появилась целая серия положений, которые противоречили Конституции Российской Федерации. Регионы брали на себя право самостоятельно вести международную политику, присваивали право собственности на все ресурсы их территории, объявлять чрезвычайное положение и даже принимать собственные законы6. Особенно выделились такие регионы как Якутия, Татарстан, Тыва и некоторые республики Кавказа. На мой взгляд, это свидетельство слабости центра, а не стремление придать федеративной системе договорный характер.

  Слабость  федеральных властей показывает то, что большинство  двусторонних договоров  шло вразрез с Конституцией РФ. Перевес регионов во взаимоотношениях с центром с разной силой сохранялся на протяжении всех 1990-х годов. То есть, шел процесс децентрализации. Эта децентрализация получила даже формальную санкцию указом Президента РФ №803 от 03.06.1996, утвердившим основные положения этнонациональной политики. По словам В.А.Черепанова, в этом акте «важнейшей задачей и приоритетным направлением как раз и была определена децентрализация власти, расширение полномочий  субъектов Российской Федерации»7.

Информация о работе Трансформации этнонациональной политики в РФ (конец XX – начало XXI века)