Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа
Тема данной работы - трансформации этнонациональной политики в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века.
Актуальность темы исследования определяется тем, что этнонациональная политика государства в последнее время претерпевает кардинальные изменения, которые касаются формирования государственного устройства России. Как отмечают исследователи, в РФ в 90-е годы прошлого века из этнонациональной политики было видно, что Россия - децентрализованная федерация. Тогда как в наше время, судя по этнонациональной политике, проводимой последними двумя президентами, в России, как многонациональной и поликультурной стране, наблюдаются тенденции жестко централизованного унитаризма.
Введение 3
1. Проблемы становления этнонациональной политики в России в конце XX века (постсоветский период) 5
2.Тенденции централизации в этнонациональной политике в России в начале XXI века 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Министерство образования и науки РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Философский факультет
Кафедра
политологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ
(конец
XX – начало XXI века)
Сат
Алия Викторовна
Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.
Проблемы становления этнонациональной
политики в России в конце
XX века (постсоветский период)
2.Тенденции централизации
в этнонациональной политике в России
в начале XXI века 11
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы - трансформации этнонациональной политики в Российской Федерации в конце XX – начале XXI века.
Актуальность темы исследования определяется тем, что этнонациональная политика государства в последнее время претерпевает кардинальные изменения, которые касаются формирования государственного устройства России. Как отмечают исследователи, в РФ в 90-е годы прошлого века из этнонациональной политики было видно, что Россия - децентрализованная федерация. Тогда как в наше время, судя по этнонациональной политике, проводимой последними двумя президентами, в России, как многонациональной и поликультурной стране, наблюдаются тенденции жестко централизованного унитаризма.
В данном исследовании использовались работы таких ученых, как Э. А. Паин, В. Р. Филиппов, Н. Ю. Лапина, М. С. Ильченко и других. Вышеперечисленные авторы в своих работах освящают основы этнонациональных и федеративных отношений, анализируют этнонациональную политику в России.
Объектом данного исследования является этнонациональная политика в постсоветской России.
Предметом выступают тенденции от децентрализации к централизации этнической политики в Российской Федерации.
Цель работы – исследование этнонациональной политики и выявление изменений этнонациональной политики в РФ (постсоветский период).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Методы, использованные в ходе исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе курсовой работы рассматривается этническая политика Российского правительства конца прошлого столетия.
Во
втором разделе работы – реформы, проведенные
в сфере этнонациональной политики президентом
В. В. Путиным.
1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА (ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
Под этнонациональной
Этнонациональная политика Российской Федерации в 90-х годах XX века претерпевает серьезные изменения. Это вызвано тем, что в стране сменилась политическая система. Если в Советском Союзе этнические регионы имели только формальное право выхода из состава государства, то в РФ – фактическое. Российское государство вступало на путь демократии, и это явление существенно сказалось и на этнонациональной политике. Изменились сами отношения между государством и этническими регионами. Последние получили большую самостоятельность в действиях. Государство перестало жестко контролировать регионы, ограничило вмешательство во внутренние дела регионов. На мой взгляд, это связано не с тем, что государство перестала волновать этнонациональная политика, в первую очередь сказался политический кризис 1992-1993 годов. Кризис, вызванный крахом советской системы и становлением новой. Этнические регионы не замедлили воспользоваться данной ситуацией. Этнополитическая сфера данного периода ознаменована активностью этнических меньшинств. Причины взрыва политической активности этнических меньшинств понятны. За время тоталитарного правления в стране недовольство меньшинств накапливалось и затем, вырвалось наружу. Это можно наблюдать в таком явлении как «парад суверенитетов» - принятие российскими республиками деклараций о суверенитете, очень похожих на те, которые до того были приняты союзными республиками, ставшими независимыми государствами1.
Я думаю, что политика первого президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина во многом определялась формулой «Берите суверенитета столько, сколько сможете унести». Стратегия Ельцина была основана на переговорном процессе, чтобы достичь компромиссов. Взаимные уступки были сделаны как федеральной властью, так и лидерами республик. Но федеральной властью больше. Они помогли переломить негативные тенденции в федеративных отношениях. Договоры между федеральным центром и субъектами Федерации ограничили только формальную возможность объявления кем-либо из руководителей республик о выходе из состава Федерации.
31
марта 1992 года был заключен
Договор. Сторонниками были
Я думаю, что Федеративный договор значительно повысил статус республик. Власти республик были неудовлетворенны, так как им хотелось еще большей самостоятельности в своих действиях. Факт подписания данного договора свидетельствует о слабости Центра, о децентрализации власти.
Переломное
событие произошло после
С конца 1993 года в России установился новый политический порядок во взаимоотношениях центра и регионов, в основе которого лежали не только формальные, но и устные договоренности между президентом Ельциным и лидерами республик. При этом в обмен на расширение прав региональной элиты на федеральном уровне региональные лидеры обязались усмирить наиболее радикальные национальные движения.
Первым
в феврале 1994 года был заключен договор
о разграничении предметов
Каждый
регион получал возможность
Слабость федеральных властей показывает то, что большинство двусторонних договоров шло вразрез с Конституцией РФ. Перевес регионов во взаимоотношениях с центром с разной силой сохранялся на протяжении всех 1990-х годов. То есть, шел процесс децентрализации. Эта децентрализация получила даже формальную санкцию указом Президента РФ №803 от 03.06.1996, утвердившим основные положения этнонациональной политики. По словам В.А.Черепанова, в этом акте «важнейшей задачей и приоритетным направлением как раз и была определена децентрализация власти, расширение полномочий субъектов Российской Федерации»7.
Информация о работе Трансформации этнонациональной политики в РФ (конец XX – начало XXI века)