Тоталитарный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 23:06, реферат

Описание работы

Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм, породивший расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европейского общества в общество людей, настолько одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии.
Впоследствии на базе все более широкого включения в анализ тоталитаризма разнообразных исторических и политических источников в науке сложилось несколько подходов к его трактовке. Ряд ученых, занявших наиболее радикальные позиции, не относили тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем пусть и новую, но всего лишь метафору для отображения диктатур.

Содержание

1. Теоретические основы тоталитаризма

1.1. Формирование теории тоталитаризма.

1.2. Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания.

2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима

2.1. Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма.

2.2. Социальные источники тоталитаризма.

2.3. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма

3. Исторические формы тоталитаризма

3.1. Разновидности тоталитарного режима.

3.2. Тоталитаризм и современность.

Работа содержит 1 файл

Тоталитарный режим.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся  ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в  концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий  против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив  на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более  полного соответствия их поведения  и личной жизни провозглашаемым  идеалам. Такая важнейшая для  сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и  даже страха перед нею. На основе идеологий  не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как  метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного  благосостояния, раскрепостить гражданскую  активность, утвердить атмосферу  безопасности и доверительности  к власти, тоталитаризм неизбежно  «вымывал» собственно идейное, смысловое  содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.

Тоталитарный  политический режим может существовать десятилетия, поскольку формирует  такой тип личности, который не мыслит иного способа правления  и постоянно воспроизводит черты  политической культуры и механизм функционирования тоталитаризма даже в резко изменяющихся политических условиях.

Характерными  чертами тоталитарного политического  сознания личности я вляются абсолютизм, дихотомизм мышления: «свой—чужой», «друг—враг», «красные-белые»; нарциссизм, самолюбование: «лучшая нация», «лучшая страна»; односторонность, одномерность: «одна идея», «одна партия», «один вождь», некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонам, стереотипность мышления, пропитанного стереотипами пропаганды; ориентация на власть и силу, жажда этой власти, авторитарная агрессия с одной стороны, а с другой — постоянная готовность к подчинению; упрощение, сведение сложного к более простому, схематизм, однолинейность мышления: «Кто не с нами — тот против нас», «Если враг не сдается— его уничтожают», «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы ...»; фанатизм; исступленная ненависть, подозрительность, перерастающие в моральный и физический террор против сограждан, друзей и даже родственников; ориентация на «светлое будущее», игнорирование ценностей сегодняшнего дня.

2. Сущность и условия  функционирования  тоталитарного режима

2.1. Предпосылки возникновения,  сущность и отличительные  свойства тоталитаризма.

Отдельные элементы тоталитарной системы исторически  обнаруживаются во многих типах диктатур. Так, в восточных деспотиях можно  было видеть жесткость правления  и абсолютный авторитет владыки, в средневековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних  и тех же верований от рождения до смерти и т.д. Однако в целостном  виде все то, что органично присуще  этому политическому порядку, проявилось только в определенный исторический период.

Как самостоятельные  и качественно целостные тоталитарные политические системы исторически  сформировались из соответствующих  диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. В целом тоталитаризм явился одной  из тех альтернатив, которые были у стран, оказавшихся в условиях системного (модернизационного) кризиса. Общими отличительными чертами такого рода кризисов являются: депрессия и утрата населением социальных ориентиров, экономический упадок, резкое социальное расслоение, распространение нищеты, преступности и т.п. В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства, деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распространением остро конфронтационных идеологических доктрин и некоторых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем.

Особым фактором, способствовавшим ориентации обществ  на построение тоталитарных порядков и обладавшим существенным значением  именно в России, были традиции подпольной деятельности, террористических организаций, революционизировавших политическую активность населения и легитимизировавших в общественном мнении идеи насильственного передела власти и богатства, избавления от лиц, мешавших и прогрессу и установлению справедливости. Эти традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, впоследствии послужили одним из самых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства, оправдывавшего предательство людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти. Не случайно Павлик Морозов, предавший своих близких, на долгие десятилетия стал в нашей стране символом преданности идеям социализма и гражданского долга.

Первоначально системная характеристика тоталитарных политических порядков шла по пути выделения наиболее важных и принципиальных черт тоталитаризма. Так, Фридрих и  Бжезинский в упоминавшейся работе выделили шесть его основных признаков: наличие тоталитарной идеологии; существование  единственной партии, возглавляемой  сильным лидером; всесилие секретной  полиции; монополию государства  над массовыми коммуникациями, а  также над средствами вооружения и над всеми организациями  общества, включая экономические.

Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского  и обобщая практику франкистского режима в Испании, X. Линц выделил следующие элементы тоталитарного режима:

1) сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа  «не несет ответственности ни  перед каким выборным органом  и не может быть лишена власти  институциональными мирными средствами».  Структура власти в таких режимах  имеет пирамидальную форму, вершину  которой венчает лидер (вождь)  или группа. Все виды власти (законодательная,  исполнительная, судебная) фактически  сконцентрированы в руках правящей  группы или вождя. Непременным  условием функционирования пирамидальной  структуры власти является сакрализация  вождя;

2) монопольная,  детализированная идеология, легитимирующая  режим и пронизывающая его  неким величием исторической  миссии. Значение монопольной идеологии  в подобных системах велико, поскольку  именно она выступает в качестве  механизма, формирующего потребности  и мотивации индивидов, интегрирует  общество вокруг приоритетных  целей. С подчинения общества  достижению общей для всех  идеи, коллективной цели начинает  формироваться тоталитарный режим.  Сведение всего многообразия  потребностей к достижению единой  цели не оставляет места для  свободы и автономности отдельной  личности;

3) активная мобилизация  населения на выполнение политических  и социальных задач с помощью  целого ряда монополистических  институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически  душат в зародыше любую форму  автономной общественной и политической  организации.

Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества в  строгом классовом делении последнего; в отождествлении судьбы государства  с судьбой человека; в стремлении государства к автаркии, навязывании  государством обществу ценностей и  образа жизни господствующего класса; в присвоении государством права  на конструирование идеального будущего для всего общества и т.д.

В этих описаниях  тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках  государства. Однако само по себе государство  не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей  ориентировано на закон и установленную  им систему регламентации поведения  граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры  и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся  к абсолютному контролю над обществом  и человеком и не связанная  ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура  становится здесь формой тотального господства над обществом этого  «центра» власти, его всепоглощающего  контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм — это политическая система произвола власти.

Установление  тоталитарных политических порядков не является непосредственным продолжением деятельности предшествующего легитимного  режима власти и связанных с ним  общественных традиций. Тоталитарные режимы, а впоследствии и системы  рождались как воплощение определенных политических проектов, предусматривавших  построение властью «нового» общества и отметавших при этом все то, что не соответствует или мешает реализации таких замыслов. Главный  акцент в этой политике делался на отрицание старого порядка и  утверждение «нового» общества и  человека. Например, советский режим  последовательно пытался полностью  уничтожить во всех сферах общественной жизни любые проявления буржуазных отношений, образцы складывавшейся в обществе предпринимательской  культуры, либерально-демократические  идеи, не регламентированную властью  гражданскую активность населения.

Наиболее важным механизмом формирования таких политических и социальных порядков, подлинным  движителем этого процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология  определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты  и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки  их реализации. Только идеология оправдывала  реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, — непременному воплощению. Занимая центральное  место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента  власти в саму власть. В силу этого  и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностью идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев).

В качестве условий  формирования тоталитаризма выделяются следующие: резкая ломка устоявшихся  структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

В обощенном виде можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

— высокая концентрация власти, ее проникновение во все  сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов  народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают  как единое, неразделимое целое;

— формирование органов власти осуществляется бюрократическим  путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура;

— существует единственная правящая партия во главе с харизматическим  лидером. Ее партийные ячейки пронизывают  все производственно-организационные  структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки  создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата  с аппаратом правящих партий и  общественных организаций;

— демократические  права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем  государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право  на труд, образование, отдых, медицинское  обслуживание и пр.;

— в обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения  подвергаются преследованию, оппозиционные  взгляды проявляются преимущественно  в форме диссидентства;

— в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно  как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются  любые средства;

— власть обладает монополией на информацию и полностью  контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования  общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

Информация о работе Тоталитарный режим