Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:37, реферат
Происхождение и употребление термина. Признаки тоталитарного общества. Основные выводы анализа тоталитарной модели. Положительные черты тоталитаризма. Защищенность тоталитарного государства. Национальная предрасположенность к тоталитаризму.
Тоталитаризм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.
Происхождение и употребление термина
Термин «тоталитаризм», впервые появившийся в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г., был популяризован итальянскими фашистами. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что “Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato”<ref name="Mussolini">«Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства»</ref> — т. е., все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма (в их определении).
Теория тоталитарного общества
Признаки тоталитарного общества
В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества.Бжезинский известен антисоветскими публикациями, и к данному перечню следует относиться с осторожностью.
Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака и в несколько меньшей степени следующие четыре, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.
Основные выводы анализа тоталитарной модели
Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.
В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны.
За период после окончания Второй мировой войны термин "тоталитаризм" и критика тоталитарной политической системы повторялись так часто, что, по существу, превратились в политическое клише. Однако нельзя расценивать тоталитаризм, как политическую систему, состоящую из одних только недостатков. Еслы бы тоталитаризм только отнимал и принижал, то он не продержался бы и недели, поскольку ни одна система не может существовать, только отбирая - права, ресурсы и т.д., и ничего не давая взамен.
Положительные черты тоталитаризма
Защищенность тоталитарного государства
Таким образом, вышеуказанные черты способствуют максимальной прочности тоталитарного государства, его защищенности как от внешних, так и от внутренних угроз. Уничтожить тоталитарный режим в результате заговора, восстания или иного вида государственного переворота невозможно. Невозможен в подобной стране и переворот, организованный и спонсируемый из-за границы ("цветная революция"). Уничтожить тоталитарную систему извне можно только с помощью грубой военной силы, причем - уничтожив ее вместе с государством. Так, для того, чтобы ликвидировать тоталитаризм в Германии, союзникам пришлось уничтожить саму Германию (она перестала существовать, как государство, на 4 года).
Кроме того, по тем же причинам, во время войны тоталитарное государство является максимально устойчивым и способно вести войну как после тяжелейших поражений (СССР), так и в условиях крайней ограниченности ресурсов при абсолютном перевесе вражеских сил (Третий Рейх).
Примечательно, что тоталитарная Германия одолела все демократические страны Европы, и потерпела поражение, лишь напав на Советский Союз - единственное тоталитарное государство среди стран антигитлеровской коалиции.
Национальная
Как правило, нигде больше нет ошибок, чем при оценке тоталитаризма с этой позиции. Фразы об "азиатской сущности тоталитаризма", "отвращении народов, принадлежащих западной цивилизации, к тотолитаризму" и тем более о "приверженности русских тоталитарным режимам и автократии" абсолютно беспочвенны и носят, как правило, политический характер, в частности - антироссийский. Само слово "тоталитаризм" - итальянского происхождения, да и утвердился тоталитаризм в Италии, еще когда Россия утопала в анархии Гражданской войны. В Германии, которая плоть от плоти западной цивилизации, тоталитаризм приобрел наиболее законченные (и наиболее жестокие) черты. Никаких проблем тоталитаризм не испытывал при утверждении и в культурной Италии, и в евразийском Советском Союзе, и в азиатской Капучии (ныне Камбодже), и в экзотических Китае и Корее, и в исламской Албании. Отсюда следует, что тоталитаризм - явление универсальное (в отличие от западной демократии, как утверждает Самюэль Хантингтон), и дело здесь отнюдь не в амбициях правителей, а, возможно в том, что он прекрасно уживается с менталитетом любого народа.