Тоталитарный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Понятие "тоталитаризм", фиксирующее принципиальные особенности репрессивных социально-политических систем в XX веке, не просто стало одной из наиболее важных и дискуссионных категорий, но и остается постоянным объектом научных исследований.
Концепция тоталитаризма начала активно разрабатываться учеными с 20-30-х годов прошлого века. Задолго до оформления концепции тоталитаризма на Западе первые попытки осмыслить феномен тоталитаризма были предприняты представителями русской эмиграции: Г. Федотовым, И. Ильиным, Н. Бердяевым, П.Б. Струве, С.Н. Булгаковым, С.Л. Франком.

Содержание

Введение 3
1 Определение и признаки тоталитарного режима 4
2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания. 8
3 Формы тоталитарного режима 10
Заключение 12
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Тоталитаризм.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Тоталитарные  идеологии относятся к типу мифологических идейных образований, поскольку делают акцент не на отображение реальности, а на популяризацию искусственно созданной картины мира, повествующей не столько о настоящем, сколько о будущем, о том, что необходимо построить и во что требуется свято верить. Конструируя образ будущей светлой жизни, идеологи тоталитаризма действуют по принципу «упрощения» реальности, т.е. схематизации живых социальных и политических связей и отношений и подгонки действительности под заранее созданные образы и цели.

     Такие идеологемы оказываются чрезвычайно  далекими от действительности, но одновременно и крайне привлекательными для нетребовательного или дезориентированного сознания масс. Учитывая, что тоталитарные идеологии выходят на политический рынок в годы тяжелейших общественных кризисов, их влияние, переориентирующее общественное мнение с реальных противоречий на будущие и потому легко решаемые чисто умозрительным путем, как правило, усиливается.

     Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с авторитетом сильного лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать обществу свою решительность в достижении намеченных целей, особенно в борьбе с врагами «народного счастья».

     Мифологические  идеологии чрезвычайно конфронтационны. Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. Одна из их главных задач — развенчание идей противников и вытеснение конкурентов из политической жизни. Именно с этой интенцией, как правило, связываются идеи внешней экспансии соответствующих сил, их стремление «осчастливить» жизнь не только своему, но и другим народам. Исходя из понимания непримиримости тоталитарной идеологии с ее оппонентами и стремления сохранить идейную чистоту общества, власть видит в качестве своей основной задачи искоренение инакомыслия и уничтожение всех идейных конкурентов. Главный лозунг, которым она пользуется в этом случае, — «кто не с нами, тот против нас». Поэтому все тоталитарные режимы формировались как яростные борцы за чистоту идей, направляя острие политических репрессий прежде всего против идеологических противников.

     Примечательно, что интенсивность репрессий  не менялась из-за признания «внешнего» или «внутреннего» врага. Так, для советских коммунистов политическими противниками была не только «мировая буржуазия», но и представители целого ряда социальных кругов: сторонники царского режима (белогвардейцы), служители культа (священники), представители либеральной гуманитарной интеллигенции («прислужники буржуазии»), предприниматели, кулачество (воплощавшие непереносимый коммунистами дух частной собственности). Германские нацисты внутренними врагами объявляли евреев и других представителей «низших рас», которые якобы несли угрозу рейху.

     Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

     В угоду укоренению новой системы  ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

     Однако, не имея возможности подкрепить пропагандируемые цели и идеалы устойчивым ростом народного благосостояния, раскрепостить гражданскую активность, утвердить атмосферу безопасности и доверительности к власти, тоталитаризм неизбежно «вымывал» собственно идейное, смысловое содержание своих высоких целей, стимулировал поверхностное и формальное восприятие этих идеалов, превращал идейные конструкции в разновидность некритически воспринимаемых вероучений. Так создаваемая солидарность государства и общества поощряла не сознательную заинтересованность населения в укреплении и поддержке режима, а бездумный фанатизм отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация, ни контроль за информацией не приносили успеха. «Железный занавес» не спасал людей от их привычки к свободному мышлению.

     3 Формы тоталитарного режима

 

      Мировая практика позволяет выявить две  разновидности тоталитарного режима: правую и левую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, возникший в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение былого могущества и величия Германии пытались преодолеть путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, ментальности, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии, крупной буржуазии. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев оказывало существенное влияние поражение в Первой мировой войне (1914 - 1918) и глубокий экономический кризис 1929 - 1933 гг.

      Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует. В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального многообразия интересов. Прогрессивным признавалось только то, что соответствовало интересам рабочего класса. Правда, в действительности рабочий класс в СССР был маргинализирован, поскольку его основу составляли вчерашние крестьяне. Разрушение прежнего уклада жизни, привычной упрощенной картины мира, которая делила мир на белое и черное, хорошее и плохое, сформировало у них дискомфорт, страх перед будущим, показало их неспособность существования в условиях многообразных социальных взаимодействий.

      Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.)10, и в режиме, установленном талибами в Афганистане.

      Формирование  коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который  воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало  с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства. Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности.

 

      Заключение

 

      Тоталитарные  политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм – это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.

      Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное  возрождение. Ведь многие десятилетия  террора сформировали у населения этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.

      Тоталитарный режим по самой своей природе разрушителен.  Его кратковременные успехи в укреплении и мобилизации общества иллюзорны. Он не выдерживает испытания на созидание, какой бы сферы общественной жизни оно ни касалось. Этот режим в исторической перспективе оказывается совершенно несостоятельным и бесплодным.

      Тайна краха тоталитарной системы кроется в стремлении установить автоматически действующий порядок, обустроить общество по типу «единой фабрики», функционирующий с правильностью часового механизма, «машинизировать» человека. Органически присущие этой системе непрерывная концентрация и централизация всего и вся, ее «массовидность», избегающая акцентирования на межличностных, «интимных» отношениях и настаивающая на коллективных формах, неизбежно ведут к постоянному уменьшению человеческого присутствия в мире, нивелировке человеческой субъективности.

      Человек, выключенный из процесса подлинно самостоятельного решения общественных проблем, утрачивает власть над историческими обстоятельствами. Общество вступает в эпоху перманентных катастроф.

      И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм– закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 
 

      
  
  
 

 

      Список литературы

 

 

  1. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2010. - 390 с.
  2. Боркенау Ф. Тоталитарный враг // Тоталитаризм: Что это такое? (Исслед. зарубеж. политиков. Реферат). - М.: ИНИОН, 2003. - Ч. 3. - С. 5-16
  3. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
  4. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина / Л. Люкс. - М.: РОССПЭН; Фонд первого президента России Б. Н. Ельцина, 2009. - 527 с.
  5. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М.: МГИМО, ТК Велби, Проспект, 2005. - 624 с.
  6. Мейер А."Советская политическая система. Ее истолкование" – М: Юристъ, 2009.
  7. Муштук О.З. Политология. М.: ЕАОИ, 2008. - 384 с.
  8. Политология. Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
  9. Политология. Практикум. Под ред. Решетникова С.В. - Минск: Тетра Системс, 2008. - 256 с.
  10. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М.: Интерпракс, 2005. - 296 с.

Информация о работе Тоталитарный режим