Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:10, контрольная работа
И соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация обществ дополняется его тоталитарной политизацией, ги-пертрофированным аппаратом власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным га-рантом идеологического контроля над населением.
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ
2.Политические черты
1. И соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация обществ дополняется его тоталитарной политизацией, ги-пертрофированным аппаратом власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным га-рантом идеологического контроля над населением.
2. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой от власти частной жизни.
3. Политическая система, а точнее, партийно-государственная орга-низация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.
4. Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государст-вом и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.
5. К политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание насе-ления.
6. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.
В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демо-кратии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущест-венно формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участни-ков собрания и создающие видимость всенародной поддержки, по не по-зволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью пссвдодемократических институтов власти обеспечивается вы-сокая формальная мобилизация и участие, например 99,9-процентное участие в выборах.
Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную струк-туру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внеш-ний враг буржуазия, империализм, евреи и т.п. в процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимосгь от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.
Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полно-стью беззащитной перед всесильной властью, попадает под се тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», опреде-ляющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».
Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формирует-ся новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс -главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство.
Господство идеологии и политики проявляется не только в социаль-ной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталита-ризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограниче-ние, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных от-ношений, конкуренции, планирование и командно-административные ме-тоды управления. Устанавливается монополия государства па распоряже-ние всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
3. Разновидности тоталитаризма
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зави-симости от господствующей идеологии, влияющей на содержание поли-тической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила во-енно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предпо-лагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все же характеристика социализма советского типа как тотали-таризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.
Вторая разновидность тоталитарных политических систем - фа-шизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитар-ные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тя-готел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм пре-тендует на восстановление или очищение «народной души», обеспече-ние коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в госу-дарстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами от-странить Муссолини от власти.
Третья разновидность тоталитаризма национал-социализм. Как ре-альный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти ненависть националь-ная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направ-лена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классовою врага), и в национал-социализме - вовне, против других народов. Глав-ные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выра-жены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, ми-ровое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).
Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.
4. Сила и слабость тоталитаризма
Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее жи-вуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью моби-лизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриали-зации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм да-же как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популяр-ность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, со-держащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида пе-ред отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными ры-ночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес-токим подавлением всякой оппозиции.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это обще-ство-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребле-ния большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не при-способленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможно-сти ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководи-тели являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропа-ганды .
Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу и всецело под-чинить индивида государственному и иному социальному контролю, име-ют место и в странах Запада.
5. Основная характеристика тоталитарной системы
Тоталитаризм (от лат. «тоталь» -- всеобщий, всеобъемлющий) -- это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.
В
антиутопиях Е. Замятина
«Мы», Дж. Оруэлла
«1984» тоталитарный
строй описан как
замкнутое рационально-
Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика.
За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый -- с 1917 года до конца 20-х годов; второй -- с конца 20-х до середины 50-х годов; третий -- с середины 50-х до середины 80-х годов.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего -- режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму -- царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности -- все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.