Тоталитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что до самых последних лет большая часть человечества жила в условиях диктаторского контроля, которому противостоял демократический правовой порядок.
Цель данной работы – рассмотреть тоталитарный политический режим, его сильные и слабые стороны. Для этого нужно определить значение понятия «политический тоталитаризм», исторические условия возникновения тоталитарных режимов; проанализировать природу их возникновения; рассмотреть проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.

Содержание

Введение
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима……………………….4
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………9
3. Сравнительная характеристика основных типов политических режимов по критериям………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..……….14
Список используемой литературы……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

     Возникновение концепций политической модернизации относится                    к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.

     Выделяя стержневое направление в рамках общей модели глобального процесса, теория модернизации учитывает специфику  его проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла  отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;  вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

     Первоначально модернизация по существу сводилась  к идее заимствования отсталыми  странами Азии, Африки, Латинской Америки  передовой технологии и способов и способов социальной организации  у более развитых стран. Был распространен  подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к  привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих  в развитых странах политических институтов и ценностей.

     В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений  политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано  потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного  состояния современной России.

     В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

  • речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,
  • эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,
  • реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.

     Среди закономерностей переходного периода  отмечается прежде всего в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего  кризиса тоталитаризма, который  охватывает государственные институты  и порядок их функционирования, а  также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается  тогда, когда в элите берут  верх сторонники данной позиции, которые  и начинают либерализацию.

     Опыт  показал, что своеобразие процессов  модернизации определяется совокупностью  социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась  или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического  реформирования; каков тип предшествующего  недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение  демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного  сознания.

     Необходимо  учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений.  
 

  1. Сравнительная характеристика основных типов политических режимов по критериям
Критерии Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Роль  государства Абсолютная власть государства над всеми сферами общественной жизни. Государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или  группы Признание  в  качестве  источника  власти  народа  или  его определенной  части

                 

Характер  партийной системы Однопартийная система сращивания госуд и политических партий. В стране может  быть несколько партий, но они играют несущественную роль, Наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна
Развитость  гражданского общества Индустриальная  стадия развития, развитие средств коммуникаци,массовое сознание.  Власть вмешивается  в организацию социального обеспечения  и выработку общей стратегии  развития Высокая степень  развитости гражданского общества
Соблюдение  прав и свобод человека Политические  свободы и права граждан зафиксированы  формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Законы на стороне государства, а не личности. Политические права и свободы граждан ограничены. Политические свободы и равноправия граждан.
Отношение к рыночным экономическим  механизмам Государственный контроль за экономикой, планирование.

Центролизованная экономика.

Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Рыночная экономика ограничена государственным регулированием
Идеологическая  ситуация Функционирует официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. Доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения. В обществе отсутствует  какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Подводя итог всему вышесказанному нужно  отметить, что изучение проблемы перехода от недемократических режимов к  демократии ставит во главу угла задачу четкого уяснения критериев тоталитаризма  и авторитаризма. Так, для построения модели тоталитарного режима важно  учесть следующие характерные признаки:

  1. Монистическая структура власти, для которой характерны соединение законодательной  и судебной власти в одном лице. При этом важнейшим элементом абсолютной концентрации власти является «вождизм».
  2. Однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политического движения, вобравшего в себя множество организаций: от детских до профсоюзных. Кроме того, происходит сращивание государственного и партийного аппарата.
  3. Чрезвычайно важная роль отводится идеологии, главная задача которой – оправдать необходимость существования данного режима. Этому подчинена вся сила и мощь пропагандистской машины. Ни о каких источниках информации, альтернативных государственным и позволяющим гражданам определить свое мнение о пользе или вреде принимаемых наверху решений, не может быть и речи.
  4. Государственно-организованный террор, в основе которого лежит перманентное насилие. Прежде всего власть озабочена подавлением любых форм оппозиций, вплоть до физического уничтожения. Помимо этого, ликвидируется любое проявление инакомыслия среди всего населения.
  5. Происходит подавление подавление институтов гражданского общества: семьи, церкви, обычаев, традиций, нравов, профессиональных, творческих, этнических и других объединений, т.е всего «комплекса общественных отношений, независимо от государства, но взаимодействующего с ним».
  6. Жестко регламентированная экономика со структурой, замкнутой, на государстве, предполагающая строгую централизацию и отказ от какой бы то ни было конкуренции.
  7. Свертывание элементарных демократических прав и свобод: слова, печати, собраний и т.д.

     Однако  рано или поздно всё ведет к  кризису политической, экономической  государственной системы, и в  конечном счете обуславливает переход  к демократическому режиму. Политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.  
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  3. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. – М.: Наука, 2005.
  4. Семенихин И.А. Российский тоталитаризм: социально-философский анализ. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.
  5. Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. – М.: ИМЭМО, 1997.
  6. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Фирма «Интерпракс», 1995.

Информация о работе Тоталитарный политический режим