Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 23:25, контрольная работа
Актуальность темы в том, что до самых последних лет большая часть человечества жила в условиях диктаторского контроля, которому противостоял демократический правовой порядок.
Цель данной работы – рассмотреть тоталитарный политический режим, его сильные и слабые стороны. Для этого нужно определить значение понятия «политический тоталитаризм», исторические условия возникновения тоталитарных режимов; проанализировать природу их возникновения; рассмотреть проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.
Введение
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима……………………….4
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………9
3. Сравнительная характеристика основных типов политических режимов по критериям………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..……….14
Список используемой литературы……………………………………………..16
Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.
Выделяя
стержневое направление в рамках
общей модели глобального процесса,
теория модернизации учитывает специфику
его проявления в различных социально-
Первоначально
модернизация по существу сводилась
к идее заимствования отсталыми
странами Азии, Африки, Латинской Америки
передовой технологии и способов
и способов социальной организации
у более развитых стран. Был распространен
подход к модернизации как к всемирному
процессу вытеснения традиционных форм
универсальными формами современности,
что, по существу, означало отождествление
модернизации с «американизацией»,
«европеизацией». Процесс демократизации
практически приравнивался к
привнесению в жизнь общества
уже сложившихся и
В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России.
В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:
Среди
закономерностей переходного
Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.
Необходимо
учитывать, что в период модернизации
приходят в движение различные социальные
группы, стремящиеся оформить свои
политические интересы и получить доступ
к принятию решений.
Критерии | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Роль государства | Абсолютная власть государства над всеми сферами общественной жизни. | Государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы | Признание в
качестве источника власти народа
или его определенной части
|
Характер партийной системы | Однопартийная система сращивания госуд и политических партий. | В стране может быть несколько партий, но они играют несущественную роль, | Наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна |
Развитость гражданского общества | Индустриальная стадия развития, развитие средств коммуникаци,массовое сознание. | Власть вмешивается
в организацию социального |
Высокая степень развитости гражданского общества |
Соблюдение прав и свобод человека | Политические
свободы и права граждан |
Законы на стороне государства, а не личности. Политические права и свободы граждан ограничены. | Политические свободы и равноправия граждан. |
Отношение к рыночным экономическим механизмам | Государственный
контроль за экономикой, планирование.
Центролизованная экономика. |
Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. | Рыночная экономика ограничена государственным регулированием |
Идеологическая ситуация | Функционирует официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения. | Доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения. | В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу. |
Заключение.
Подводя
итог всему вышесказанному нужно
отметить, что изучение проблемы перехода
от недемократических режимов к
демократии ставит во главу угла задачу
четкого уяснения критериев тоталитаризма
и авторитаризма. Так, для построения
модели тоталитарного режима важно
учесть следующие характерные
Однако
рано или поздно всё ведет к
кризису политической, экономической
государственной системы, и в
конечном счете обуславливает переход
к демократическому режиму. Политическая
модернизация – это сложный, длительный
процесс демократизации общества, формирования
нового типа взаимодействия общества
и власти. В ходе его проявляются кризисы,
порожденные динамизмом общественной
жизни, противоречиями модернизации политической
системы, всем комплексом социально-экономических
факторов.
Список литературы