Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:40, контрольная работа
В первую очередь, выясним, что представляет собой тоталитарный режим в современной политологической литературе. Понятие “тоталитаризм” (от лат. Totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в начале ХХ века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.
Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.
Реформирование политической системы в направлении введения демократических институтов и норм, расширения (или установления) прав и свобод граждан; перерастание ограниченных реформ (если они имеют место) в глубокие и всеохватывающие, в результате чего к власти приходят и у власти закрепляются подлинно реформаторские силы, - таково главное содержание политического перехода к демократии. В этом узловом процессе прослеживаются, как правило, свои этапы: проведение реформ в рамках существующего режима, чему последний уже не в силах препятствовать; осуществление реформ, непосредственно разрушающих авторитарный режим. Между этими этапами возможны всплески политического кризиса, вплоть до открытых массовых выступлений народа против разложившихся политических институтов. Так было, например, в восточноевропейских странах, относившихся к советскому блоку.
Анализируя эту тему применительно к нашей стране, мы приходим к концу эпохи застоя, краху старых устоев и началу нового мира. Так ли это на самом деле? Действительно ли трансформация тоталитаризма в демократию произошла именно тогда?
Обратимся к фактам. Оказывается, становление демократии в России началось не 5-6 лет тому назад, а в октябре 1917 года. Революция создала противоречивую политическую систему, в своей основе самую демократическую (такой основой является первичный коллектив). Вместе с тем, именно на этой основе вырастает антидемократическая власть в масштабе целой страны. На разных этапах драматического развития страны демократическая тенденция то оживлялась, то ограничивалась, превращаясь в едва заметную, образно говоря, ничтожную пульсацию в виде политической активности части граждан, чаще всего мобилизованной. Одновременно те же социальные основы питали тенденцию утверждения и закрепления, развития и углубления диктатуры, строящейся на превращенном народовластии.3
Социалистический проект предполагал осуществление общественно-политической власти. Один ее аспект представлен был бы публичной государственной властью; другой - деятельностью общественно-политических организаций. Это общественная власть. Общая воля здесь реализуется непосредственно через самодеятельность народа и опирается не на государственные механизмы, а на силу общественной организации и общественного авторитета, на влияние моральных норм и в целом духовной культуры. Обе стороны политической власти заданы отношениями коллективности, установившимися в качестве доминирующих в результате революции. Государственные институты не могут функционировать, не опираясь на общественные, а деятельность последних, в свою очередь, должна быть направлена на решение общих задач политики. Самоуправленческие начала предполагались как ядро общественных организаций и одновременно в качестве одного из существенных элементов Советов, рассматривавшихся основой нового государства. Ведущей политической силой и гарантом общественно-политического характера советской власти должна была стать коммунистическая партия - коллективный лидер народа и выразитель его общих интересов. Такая партия, не будучи ни орудием, ни институтом государственной власти, не вправе стоять над нею как некая командная сила. В сущности своей представляя и воплощая коллективный интеллект, единую политическую волю народа, партия мыслилась как орган по разработке политики государства и организатор осуществления последней.
Таков
теоретический образ
В
жизни советских людей, трудовых
коллективов, важную роль играли такие
демократические формы
Глобальное
же огосударствление общества послужило
основой превращения и Советов,
и партийных, профсоюзных, и всех
других общественных организаций по
сути дела в структуры и орудия
бюрократического централизованного
государственного механизма, в элементы
публичной власти. Общественно - политический
характер власти на уровне первичных коллективов
исчезал при переходе к вышестоящим уровням
политической системы. Относительная
самостоятельность государственно-политической
власти гипертрофировалась. Естественное
взаимодействие имманентных демократическому
строю противоположностей публичной и
общественной властей, единства и разделения
власти, ее централизации, единоначалия
и коллегиальности и др. оказалось нарушенным;
абсолютизировалась роль партийно-государственной
публичной власти. По сути, партийная власть
была модифицирована в разновидность
публичной административно-
По сути, демократизм — это такое отражение интересов масс и народов, наций, которое учитывает как условия развития страны, так и основные вехи мирового исторического пути. Большевизм, ориентировавшийся на плебейскую демократию, на плебейский якобизм, отразил специфически российское недоверие к европейским политическим и экономическим формам. Если его основатели еще знали о европейском опыте, хотя и не могли оценить его по достоинству, то для их последователей проблема усвоения мирового политического опыта практически не стояла. Постановка ее была для них возвратом к «капитализму». Нельзя, однако, безнаказанно терять основные завоевания европейской и мировой освободительно-демократической мысли, чтобы снова изобретать велосипед. Движение методом «тыка», собственных проб и ошибок обернулось гигантскими жертвами и потерями.
Если
говорить о проблемах современной
демократии, то острейшая из них
сводится к поиску ответов на новые
вызовы жизни. Это тем более существенно,
что волна демократии, поднявшаяся
в августе 1991 года, неизбежно потянет
наше общество к «задней» европейской
истории, к давно пройденным этапам. Любая
современная демократическая партия должна
помнить, что действует в стране, в которой
народ еще не освоил азов демократического,
цивилизованного развития. Осваивать
их, ориентируясь на современную перспективу,
пожалуй, самое трудное, но и самое нужное.
Это проявляется уже в отношении рынка,
где конкурируют точки зрения рынка начала
XIX—конца XX века, а также «дикого» и цивилизованного
предпринимательства.4
3. Сравнение основных типов политических режимов по следующим критериям:
Критерии | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Роль государства | Тоталитарное государство
активно и прямо вторгается в
не принадлежащую ему сферу |
Происходит строгая централизация всей государственной власти. Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. | Государство регулирует соблюдение прав и свобод граждан |
Характер партийной системы | Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; | Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. | Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, |
Развитость гражданского общества | Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. | Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества. | Развитое гражданское общество |
Соблюдение прав и свобод человека | При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. | Власть, подчинение и
порядок ценятся при |
Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. |
Отношение к рыночным экономическим механизмам | Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики. |
Экономические составляющие находятся под контролем главы государства и, или его приближенных | свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; |
Идеологическая ситуация | всеобщая государственная
идеология;
Одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; |
Доминирует роль идеологии. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. | Политический плюрализм предполагает наличие различных социально- политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности |
Список использованной литературы