Автор: p*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:57, контрольная работа
Термин тоталитаризм (происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий) - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………………………………………………………… 3
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………….. 10
3. Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям. …………………………………………………………... 15
4. Список литературы…………………………………………………. 16
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Всероссийский
заочный финансово-
в
г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная
работа №1
По политологии
на тему №7:
Тоталитарный
политический режим
Студентка | |
Специальность | |
Образование № личного дела |
|
Группа | |
Преподаватель | |
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Сущность, истоки и исторические
условия формирования
Термин тоталитаризм (происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий) - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.
Впервые его употребил в 1925 году один из "отцов" фашизма Бенито Муссолини(1883—1945), глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.
Ученые стали использовать понятие «тоталитаризм» уже в 30-е годы, и незадолго до второй мировой войны состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству. На этом симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада".
Политологи отмечают, что тоталитаризм — это не просто политический режим как характеристика власти, а практически способ организации общества, который характеризуется следующими моментами:
1) Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое.
2)Существует
единственная правящая партия во главе
с харизматическим лидером. Ее партийные
ячейки пронизывают все производственно-
3)Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики.
4)Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности;
5)В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.
6)Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство.
7)Государственное устройство носит унитарный характер.
8)Политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов.
9)Разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения.
10) Характерными чертами тоталитарного политического сознания личности являются абсолютизм мышления: «свой—чужой», «друг—враг»; самолюбование: «лучшая нация», «лучшая страна»; односторонность: «одна идея», «одна партия», некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонам, стереотипность мышления, пропитанного стереотипами пропаганды; авторитарная агрессия с одной стороны, а с другой — постоянная готовность к подчинению; упрощение, сведение сложного к более простому, схематизм, однолинейность мышления: «Кто не с нами — тот против нас», «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы ...»; фанатизм; исступленная ненависть, подозрительность, перерастающие в моральный и физический террор против сограждан, друзей и даже родственников; ориентация на «светлое будущее».
Однако ресурсы страха и принуждения недостаточно долговечны и требуют постоянного внешнего стимулирования. Для этого правящая элита формирует «образы врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии масс при решении конкретных задач.
В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они ценой спасения своей собственной жизни будут вынуждены погубить тебя.
11)Устанавливается монопольный государственный контроль над средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
12)Активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, которые практически душат в зародыше любую форму автономной общественной и политической организации.
Так же любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка..
Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств.
Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти.
Основные формы тоталитаризма:
Большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал-социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера — СССР и Китай. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фашизм в Италии.
Для всех этих режимов в той или иной степени свойственны характеристики тоталитаризма. Тем не менее, вписываясь в аналитические рамки тоталитарных, выделенные режимы обладают и несомненным, заслуживающим осмысления своеобразием.
Национал-социализм как реальный политический и общественный строй возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. Национал-социализму, кроме того, по преимуществу свойственна националистическая идеология, проповедовавшая идею превосходства одной нации над другими, в то время как большевизм отличал его интернационалистский характер и, по крайней мере, формальная приверженность федеративному, многонациональному государству.
Тоталитаризм в его коммунистической форме наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. Эта форма наиболее полно отражает характерные черты тоталитарного режима т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Коммунистическая форма приобрела значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные, идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственными рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.
Что касается фашизма, то в нём произошло органическое слияние социализма и национализма. Фашизм отождествлял общество с нацией, а нацию - с государством. Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации и стояло неизмеримо выше и отдельно взятых индивидов и организаций, из которых национальная община состоит.
Вообще фашизм - это правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс.
Истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма:
Тоталитаризм — порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.
Все тоталитарные режимы существенно тормозили прогресс экономического и социального развития. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле.