Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Цели. Целью моей контрольной работы является изучение понятия тоталитаризма, его прошлого, настоящего и будущего.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и основные признаки тоталитарной политической системы.
2. Изучить прошлое, настоящие и будущее тоталитарного режима.
Структура работы: Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Понятие и основные признаки тоталитаризма……………….………….........5
2.Прошлое тоталитарного режима………..…………………………………...…6
3.Настоящее тоталитарного режима …………………………………………….8
4.Будущее тоталитарного режима……………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

Работа содержит 1 файл

Тоталитаризм.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  

 УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-

         ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»


                                               

Факультет экономический


Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Политология

На  тему: Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее

 

   

 

Выполнила:

студентка 5 курса 

группы 501 ПИВ

вечернего отделения 

Барановская Дарья

                                                                                                          

Проверила:

                                              Профессор СПБГУП, кандидат политических наук

                                                                                        Цепкова Ирина Борисовна

 

 

 

 

Алматы, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Понятие и основные признаки тоталитаризма……………….………….........5

2.Прошлое тоталитарного  режима………..…………………………………...…6

3.Настоящее тоталитарного режима …………………………………………….8

4.Будущее тоталитарного  режима……………………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Тоталитаризм не перестает приковывать к себе интерес исследователей, не только в странах постсоветского пространства, но и за рубежом.  Он остается одним из центральных объектов исследования современной науки. Вопреки большой численности самых разноплановых работ по данной проблеме, многие аспекты изучения тоталитаризма продолжают оставаться невероятно дискуссионными и требуют дальнейшего анализа. Современные государства постсоветского пространства, переживают сложный процесс формирования правового, демократического государства. Для того, чтобы прийти к этому государству, необходимо преодолеть наследие советской тоталитарной системы. Правильное понимание сущности тоталитаризма нужно не только для того, чтобы найти различные формы практических действий по его определению, но и для того чтобы выработать действенные механизмы, которые смогут воспрепятствовать появлению тоталитарных рецидивов.

Цель. Рассмотреть тоталитаризм как политический режим, изучить его прошлое, настоящее и будущее.

Степень изученности. Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Ряд исследователей тоталитаризма: Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.Цели. Целью моей контрольной работы является изучение понятия тоталитаризма, его прошлого, настоящего и будущего.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие и основные признаки тоталитарной политической системы.

2. Изучить прошлое, настоящие и будущее тоталитарного режима.

Структура работы: Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и основные признаки тоталитаризма

 

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в  сферу своего регулирования жизнь  людей, лишая права на самостоятельность мышления и деяния.

Система тоталитаризма  имеет следующие отличительные  признаки:

  1. Официальное мировоззрение, которого обязаны придерживаться все граждане. При этом все стороны жизни общества подчинены идеологии.
  2. Глобальный полицейский контроль во всем обществе, с целью выявить «врагов народа»
  3. Взаимоотношения в обществе основаны на принципе «разрешено лишь то, что признано органами власти».
  4. Полный контроль за средствами массовой информации , со стороны правления.
  5. Бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества.

 

При тоталитарном политическом режиме, сфера частной жизни человека весьма узка, все находится под  контролем и регламентируется.

 

Признаки тоталитаризма:

Базовыми признаками определяющими его «естество» как  враждебного демократического режима следует выделить:

    • Идеологический абсолютизм – это сверхидеологизированный режим, в котором политика целиком подчинена идеологии.
    • Полновластие одной партии
    • Организованное запугивание и репрессии
    • Монополия правящей партии на средства массовой информации, которые подчинены только партии и государству и лишены права на свободу слова.
    • Концентрированный контроль над экономикой
    • Милитаризация страны – при тоталитарном политическом режиме страна, уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых нужно уничтожить, ради будущего страны.

 

 

 

2. Прошлое тоталитарного режима

 

Издавна диктатура имела  большое количество исторических форм. Изначально в Риме диктатором называлось должностное лицо, назначаемое на срок менее 6 месяцев для организации защиты от внешних угроз, либо для пресечения внутреннего бунта. Диктатор был связан в собственных полномочиях и сроках правления. Со временем характер диктатуры изменился. В период правления Юлия Цезаря, диктатор стал неподвластен праву и изменял законы в личных интересах. В средние века разновидностью диктатуры выступает абсолютизм.

Тоталитаризм представляет собой своеобразную новейшую форму диктатуры, образовавшуюся в XX веке. Одно из наиглавнейших принципиальных различий состоит в том, собственно в том, что в старых формах диктаторского режима власть базировалась на обычных структурах и присутствовала относительно в подданническом положении. Любой индивидуум был замкнут на классические публичные структуры: общину, семью, церковь и выискал в них опору и поддержку.

Общественной базой тоталитаризма считаются маргинальные общественные категории: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция мегаполиса и люмпенизированное крестьянство. Для данных маргинальных групп отличительны социальная аморфность, непримиримость, нелюбовь к устойчивым, добившимся удачи в жизни общественным слоям сообщества. Исследователи выдвигают ряд ключевых обстоятельств происхождения тоталитарного режима: Начало XX века характеризуется тем, что, почти во всех государствах развертывается процесс конвертной индустриализации, который непременно ведет к ломке старого мировоззрения, общественных взаимосвязей, ломке ветхих стандартов, глобальная культура делается крупнейшей опорой для жителя нашей планеты, потерявшего взаимосвязь с классической патриархальной жизнью мегаполиса и деревни. Растущее разделение индустриального труда разрушили классические формы жизни и сделали личность незащищенной перед миром рыночной стихии и конкурентной борьбы. Усложнение общественных взаимоотношений потребовало усиления роли государства как всепригодного регулятора и инициатора взаимодействия индивидов. Во многих государствах правительство потеснило гражданское сообщество. Вступление общества в индустриальную стадию становления обусловило создание разветвленной системы групповых коммуникаций. Появились технические возможности для идеологического и политического контроля за личность. Это все можно отнести к объективным социально-экономическим и научно-техническим предпосылкам зарождения тоталитаризма. Данные предпосылки могут быть реализованы только при конкретных политических и культурных предпосылках. Как показывает история,  тоталитарные режимы, в большинстве случаев, образуются при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе, глубочайшего упадка, охватившего все стороны жизни, при необходимости  решения стратегической задачи, исключительно важной для страны. Тяжелейшее финансовое и социальное положение, которое сложилось во множестве стран Европы после 1 мировой войны, прошедшие в данных странах революции создали экстремальную обстановку которая сформировала предпосылки для установления тоталитарных политических режимов. Нужно подчеркнуть, что объективные предпосылки для формирования тоталитарных политических режимов в начале XX века присутствовали почти во всех странах мира.

В большей степени формированию тоталитаризма способствует выход на политическую сцену массовых движений, которые, разрушают сложившиеся политические институты и создают «поле» для развития неограниченной власти. Феномен тоталитаризма заключается, в том, что его творцам и являются самые широкие этнические массы, против которых он оборачивается.

Термин «тоталитаризм» был введен в 1925 году лидером итальянских фашистов Б.Муссолини, для характеристики созданного им режима. В 1929 году издание «Тайме» употребила данный термин применительно к режиму, сложившемуся в СССР. После завершения  Второй Мировой войны, в западной политической науке стало, общепризнанным обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в Германии, СССР, странах «победившего социализма».

В науке выделяют две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей: возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

«Правый» тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи Чемберлена о германцах, как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление, к мировому господству.

 

3. Настоящее тоталитарного режима

 

Тоталитарное общество – это такое общество в котором  все стороны жизни, как общественной, так и индивидуальной находятся  под жестким контролем со стороны  государства. В таком обществе политическая, экономическая, социальная жизнь каждого гражданина возможна только в условиях строго государственного контроля. В политике активного государственного вмешательства преобладает вертикальное измерение социальной реальности. Тоталитарное общество является закрытым обществом.

Структура политической власти при тоталитаризме – это структура жесткого государственного господства. Существом тоталитаризма является сосредоточение власти в одном политическом центре и создание всеобщего механизма власти. Данный механизм исключает существование автономных центров принятия или компетентной подготовки политических решений. Он направлен на то чтобы сосредоточить в своих структурах как можно больше власти.

Еще одной особой чертой политической власти при тоталитаризме  являются масштабное насилие или принуждение. Насилие не носит случайный характер, а применяется в рамках рационально разработанной системе господства. С помощью современных технологий, формируется своеобразная индустрия жестокости, которая встраивается в каждый уровень системы политической власти. Если рассматривать становление лигитимности тоталитарных систем, то можно заметить, что всегда у истоков лежит культ личности лидеров. Население воспринимает лидеров данных систем, как личностей с которым связано особое знание о судьбе нации. Для человека имеющего гражданство в тоталитарных системах, данный факт предоставляет некий психологический комфорт. Логика этого явления проста – тоталитарная закрытость общества означает личную несвободу, противоположностью этому является демократия. Создается такое впечатление, что переход от одного состояния к другому совершенно прост и естественен и не может вызвать психологического дискомфорта. Но на самом деле, все происходит наоборот.

На самом деле, переход  к «свободе» может вызвать  в обществе психологическое напряжение и недовольство. Ведь, как бы то не было, тоталитарная несвобода предполагает – устойчивость и определенные гарантии существования. А демократия, или же «свобода» не дает никаких гарантий, хотя и представляет больше возможностей для существования.

Социальная и политическая системы тоталитарного общества носят текущий характер. Они действуют  как широкомасштабный и интенсивный  механизм мобилизации.  Все тоталитарные системы устремлены в завтра, что  выражается, в частности, в преимущественной ориентации технологий социального и политического воздействия на подрастающие поколение.

Тоталитарные системы  проводят последовательную и широкомасштабную индустриализацию.  Они сосредотачивают  общество и уничтожают различие жизненных  стандартов во всем тоталитарном государстве. Одной из главных задач социальной политики тоталитарного государства является социальная мобильность. Проблемой в оценке модернизированности тоталитарных обществ является вопрос о соответствии уровня их социально – экономического развития стандартам современного общества.  Очень часто правительство тоталитарного государства не может обеспечить гражданам, достаточно высокий жизненный уровень.

В работе Фридриха и Бжезинского высказывается мысль о том, что с течением времени тоталитаризм будет эволюционировать в сторону большей рациональности, сохранив основополагающие конструкции для воспроизводства власти и общественных порядков. Иными словами, источник опасности для тоталитаризма они видели во вне системы. Жизнь в основном подтвердила эту мысль, хотя продемонстрировала и внутренние факторы дестабилизации этого порядка. Как показала история, система власти, построенная на главенстве моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к интенсивной динамике сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это – внутренне закрытая система, построенная на принципах гомеостаза, борющаяся с внутренним вакуумом, которая движется по законам самоизоляции. Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконкурентная система власти. В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени. Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление репрессий активизирует в обществе оппозиционные настроения, равнодушие к официальной идеологии, кризис лояльности. Вначале, сохраняя ритуальную преданность господствующей идеологии, но и не в силах сопротивляться голосу рассудка, люди начинают жить по двойным стандартам, двоемыслие становится признаком рефлексирующего человека. Оппозиционность воплощается в появлении диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются и подрывают идеологический монополизм правящей партии.

Информация о работе Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее