Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:06, контрольная работа
Политический режим включает в себя как политические институты, так и методы осуществления государственной власти; объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе, какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
Введение
1. Прошлое тоталитарного режима
1.1 Истоки тоталитарного режима и основные разновидности
1.2 Предпосылки установления тоталитарных режимов
2. Настоящее тоталитарного режима
2.1 Содержание тоталитарного общества и структура власти
2.2 Тоталитарные системы
Заключение
Список использованной литературы
С
позиции социально-
Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур, к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Чувство потерянности и страха за свою безопасность, ощущение социальной и национальной ущемленности породили психологический феномен, который получил название - "бегство от свободы" (термин Э. Фромма).
Четвертый подход дополняется социально-психологической трактовкой тоталитаризма. Так, Э. Фромм, опираясь на концепцию "социального характера", пытается объяснить конформизм и послушность личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека (например, агрессивностью), которые проявляются в специфических конкретно-исторических условиях. Тоталитаризм трактуется Фроммом как выражение неспособности массового человека нести личную ответственность за свою судьбу, что проявляется в попытке переложить ее на сильного лидера, перед которым он испытывает одновременно и страх и уважение.
Это позволяет взглянуть на тоталитарную диктатуру в иной плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и на основе психических импульсов, идущих от масс к вождям. Не приняв этот вектор в расчет, невозможно понять ни саму природу культа вождей, ни причины относительной устойчивости тоталитарных режимов.
В
основе мотивации поиска вождей, способных
"железной рукой" восстановить общественный
порядок и гарантии безопасности,
лежат: неудовлетворительность современной
цивилизацией в силу необходимости
мыслить и действовать
Как
конкретизацию предыдущих двух подходов
можно рассматривать версию "опаздавшей
модернизации". Опоздавшая модернизация
- это скачок менее развитых стран
до уровня более передовых. Она представляет
собой форму форсированного развития,
когда предпринимаются попытки быстрого
перехода общества на новый экономический,
технологический и социальный уровень.
Сопровождающие это развитие экономические
кризисы, резкая имущественная дифференциация
населения в сочетании с проблемами бедности
и голода, порождают социальное напряжение
в обществе и политическую нестабильность.
Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную
стабильность, делают ставку на недемократические
механизмы власти.
2. Настоящее тоталитарного
режима
2.1
Содержание тоталитарного
общества и структура
власти
Тоталитарное общество — это этатистское общество, т.е. общество, в котором все стороны общественной и индивидуальной жизни пронизаны жестким контролем со стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной, независимой государства деятельности. В тоталитарном обществе и социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека возможна только в условиях государственного контроля.
В этатистском обществе преобладает вертикальное измерение социальной реальности, т. е. отношения по линии снизу вверх между членами общества и контролирующими их государственными структурами. Тоталитарное общество есть закрытое общество. В нем все определяется всеподавляющим государственным авторитетом и возможность жизненного выбора ограничена жесткими рамками. От человека здесь требуется только одно: подчиниться преподнесенной ему программе, стать покорной частью общего социального тела, слиться с коллективной волей.
Структура политической власти при тоталитаризме может быть определена как структура жесткого государственного господства. Существом тоталитарных систем следует признать сосредоточение власти в едином политическом центре, создание всеобъемлющего, подчиненного единому руководству государственного механизма власти. Этот механизм исключает существование автономных центров принятия или хотя бы компетентной подготовки политических решений. Он призван сосредоточить в своих структурах как можно больше власти, в идеале — всю власть в обществе.
Отношения между политическим центром и политической периферией совершенно исключают какое-либо распределение политической компетентности. Периферия лишается участия в структуре власти. От нее ждут того, чтобы она, не претендуя на сотрудничество, подчинялась.
Особой чертой политической власти при тоталитаризме являются огромные масштабы применения насилия или принуждения. При этом насилие не носит случайный и неупорядоченный характер, а применяется в рамках рационально разработанной системы господства. Благодаря современным технологическим достижениям формируется своеобразная индустрия жестокости, которая и на структурном и на ценностном уровнях встраивается в систему осуществления политической власти.
У истоков становления легитимности тоталитарных систем всегда лежит культ личности харизматических лидеров. В восприятии населения насаждается представление о том, что с этими личностями связано особое знание о судьбе нации. Гражданство в тоталитарных системах предоставляет для многих, а, может быть, и для большинства ее членов существенный психологический комфорт. Логика обоснования этого положения такова. Тоталитарная закрытость общества означает личную несвободу. Альтернативой этому является свобода и демократия. Как будто бы переход от одного состояния к другому совершенно естествен и не может вызвать психологического дискомфорта. Но реальный исторический опыт убеждает в обратном.
Переход
к свободе способен вызвать в
обществе психологическое напряжение,
недовольство. Ведь тоталитарная несвобода
предполагает также и устойчивость, определенные
гарантии существования. А свобода, хотя
и предоставляет большие возможности,
не дает никаких гарантий на то, что наш
выбор будет обязательно удачным.
2.2 Тоталитарные системы
Социальная и политическая системы тоталитарного общества носят подлинно современный характер. Они действуют как широкомасштабная и чрезвычайно интенсивная машина мобилизации. В структурном и культурном отношении общество; подвергается коренному переустройству. Тоталитарные системы все устремлены в будущее, что выражается, в частности, в преимущественной ориентации технологий социального и политического действия на молодежь.
Тоталитарные системы проводят последовательную и широкомасштабную индустриализацию. Они урбанизируют общество и более или менее уничтожают различие жизненных стандартов в городе и деревне, в разных регионах. Небывалой интенсивности достигает в тоталитарных обществах и социальная мобильность. Она становится одной из главных задач социальной политики тоталитарного государства.
Определенной проблемой в оценке степени модернизированности тоталитарных обществ является вопрос о соответствии уровня их социально-экономического развития стандартам современного общества. Действительно, тоталитарные правительства часто демонстрируют вопиющую неспособность обеспечить своим гражданам достаточно высокий жизненный уровень. Но, как мы полагаем, этот вопрос скорее связан с проблематикой легитимности власти тоталитарных систем, чем с оценкой степени их модернизации.
Как известно, одним из наиболее трагических заблуждений XX века была революционная иллюзия. Надежды на устранение препятствий к модернизации связывались с идеей революции и концепцией об особой исторической миссии пролетариата.
Проблема исследования социокультурных оснований тоталитаризма заключается не только в том, чтобы указать на его идеологические источники — они достаточно очевидны. Необходимо понять, почему идеологический вирус тоталитаризма приобрел особую жизненность на исходе Первой мировой войны.
Такие
известные исследователи
Такой
анализ, в свою очередь, приводит к
возникновению множества
Именно
в таком ключе следует
Как
отмечает один их наиболее известных
современных социологов Р. Дарендорф,
боязнь современности превращает тоталитаризм
в «режим анархии». Тоталитарные лидеры
действительно стремятся поддерживать
то состояние, к которому применимы слова
Троцкого о «перманентной революции».
Провозглашая абсолютные социально-экономические
и политические цели, они направляют силы
общества на постоянно возобновляемое
разрушение наличного состояния социальной
системы уже в рамках тоталитарной эпохи.
На фоне абсолютных целей любая стабильность
несовершенна и временна. Более того, внимание
к частной проблематике зарождающейся
стабильности подрывает статус тоталитаризма
как убежища от сложности, открытости
современного общества. Поэтому тоталитарные
лидеры постоянно воспроизводят условия
социальной атомизации, состояние, которое
одновременно отрицает прошлое и не дает
развиваться современности.
Заключение
Таким образом, тоталитарный режим представляет собой политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Основными признаками тоталитарного режима являются следующие: централизованное руководство и управление экономикой; всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере; признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры; господство официальной идеологии; сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций; концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия.
Государство
осуществляет тотальный контроль над
всеми сферами
Информация о работе Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее