Тоталитаризм и авторитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать диктаторские политические режимы, а именно авторитаризм и тоталитаризм; указать особенности данных режимов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
 дать характеристику авторитаризму и тоталитаризму;
 определить предпосылки появления тоталитаризма;
 показать развитие власти в России.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

При таком взгляде на российскую историю нового времени одной из главных ее сквозных линий действительно оказывается модернизация, «догоняющий» характер которой по отношению к западной цивилизации вполне доказуем: саму повторяемость реформаторских эпох не объяснить, если бы у России не возникла потребность взаимодействовать и конкурировать со странами Запада. Обращение к их принципам, механизмам и институтам для российских реформаторов, ни один из которых по духу и мировоззрению не был западником, вытекало из потребностей общества и было императивом самой истории.

Применять теорию модернизации к российской истории советского периода более затруднительно, что не мешает многим историкам приравнивать к модернизации даже сталинскую «революцию сверху». По меркам этой теории подобная оценка спорна: советская «супериндустриализация» ставила целью догнать и перегнать Запад экономически, развиваясь на антизападной общественной основе. Догнать и перегнать Запад, развиваясь по-социалистически, ставили своей целью советские реформаторы от Н. Хрущева до М. Горбачева. СССР так или иначе пыталась копировать западные технологии и организационные образцы.

В свете теории модернизации современная трансформация российского общества прошла три этапа. На первом (1985–1986) Горбачев и его окружение использовали главным образом командно-административные методы реформирования, похожие на те, к которым уже прибегал Хрущев и Андропов. Однако они не только не принесли ожидаемых результатов, но даже усугубили экономические и социальные проблемы страны. Полная исчерпанность командно-административной модели реформ была очевидна.

На втором этапе (1987–1991) Горбачев попытался воспользоваться своего рода советской моделью демократического социализма, призванной раскрепостить экономические и социальные потенции общества. Новая стратегия дала результаты, которые ее авторы совершенно не предвидели. Экономические реформы не удались, зато демократизация приобрела собственную, неподвластную Горбачеву динамику. Ее напора не выдержали ни командно-административная система, ни «реальный социализм», ни сам Советский Союз.

С распадом СССР и крахом коммунистического режима начался третий этап преобразований, который Б. Ельцин и его окружение проводили уже по либерально-радикальным образцам. Российское общество приняло либеральную модернизацию добровольно, признав, что возможность поступательного развития на социалистической основе исчерпана.

 


Заключение

 

Тоталитарные движения – это массовые организации актомизированных, изолированных индивидов. В сравнении со всеми другими партиями и движениями их наиболее выпуклая внешняя черта есть требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от обоих индивидуальных членов.

Отсутствие или игнорирование партийной программы само по себе не обязательно является знаком тоталитаризма. Первым в трактовке программ и платформ как бесполезных клочков бумаги и стеснительных обещаний, несовместимых со стилем и порывом движения, был Муссолини с его фашистской философией активизма и вдохновения самим неповторимым историческим моментом.

В начале XX века тоталитарные режимы проявились в трех формах: фашизм – в Италии, национал-социализм – в Германии и большевизм – в СССР.

 


Литература

 

1.   Арендт Х. Начала тоталитаризма // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. – М., 1997.

2.   Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1994.

3.   Бердяев Н.А. Истоки русского коммунизма. – М., 1990.

4.   Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

5.   Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1993.

6.   Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

7.   Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

8.   Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

9.   Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч. 2. – М., 1995.

10.             Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А. Василика. – М., 1999.

11.             Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

12.             Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

13.             Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. – М., 1996.

14.             Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. М., 1992.

15.             Хайек Ф. Дорога к рабству // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997.

Размещено на Allbest.ru



Информация о работе Тоталитаризм и авторитаризм