а) в
финансовой области -- выделение средств
Чечне для поддержки социально значимых
сфер (пенсии, здравоохранение, образование,
правоохранительная система), но при оговариваемых
федеральным центром условиях использования
и контроля средств;
б) совместную
разработку и реализацию программ восстановления
и развития Чеченской Республики;
в) подключение
к восстановительной работе в
Чечне средств Российской Федерации
и других внебюджетных средств;
г) использование
потенциала полномочного представительства
и создание органов власти в Чечне;
д) в
сфере транспортировки нефти -- обеспечение
работы нефтепровода через Чечню;
- пропагандировать
новые организационно-правовые
подходы (общекавказских механизмов
выхода из этнополитических конфликтов,
так как внутринациональный потенциал
выхода уже исчерпан);
- не допустить
нарастания напряженности в относительно
благополучном западном секторе Кавказского
региона (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,
Адыгея, Краснодарский край);
- осуществить
мораторий на изменение территориальных
границ субъектов Федерации. Поэтому принципиально
важное значение имеет инициатива Президента
России и Председателя правительства
об объявлении на ближайшие 15--20 лет моратория
на изменение территориальных границ
субъектов Федерации;
- обеспечить
свободное расселение и проживание граждан
любой национальности на любой территории;
- активизировать
работу с политическими элитами, общественностью
в Центре и регионах, с религиозными деятелями
основных конфессий для консолидации
усилий перед угрозой экспансии религиозного
экстремизма, отвергающего идеи межнациональ-ного
и межконфессионального сотрудничества,
строительства в России гражданского
общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кавказ
- важнейший регион, где сегодня
проходят испытание на прочность
не межнациональные отношения, но и
вся модель национально-государственного
устройства России и система федеративных
отношений. Не только России нужен Северный
Кавказ и Северному Кавказу нужна Россия.
Кавказ-это Россия, и не в меньшей степени,
чем любой другой регион страны.
Особая
опасность для целостности России
проистекала из того обстоятельства, что
некоторые российские политики не только
не замечают назревающей опасности на
Северном Кавказе, но и содействуют развитию
событий именно в этом направлении. Причем
руководствуются они разными соображениями.
Одни видят в лозунгах суверенизации продолжение
демократических процессов, другие исходят
из известного правила политической игры:
«чем хуже, тем лучше». И как бы само собой
подразумевается, что следует поощрять
национальные конфликты ради получения
дополнительных аргументов в подтверждение
тезиса о несостоятельности политического
курса правительства. Третьи, вроде лидера
ЛДПР В.Жириновского, просто использовали
ситуацию в целях повышения популярности.
Четвертые не желали упустить случая получить
что-то от той «золотой жилы», которая
открывалась в связи с формированием рынка
оружия. Все эти мотивы и обстоятельства
делали превращение огромной территории
Северного Кавказа в зону военных действий
вполне реально.
Основные
неудачи государственной политики
на Северном Кавказе вызваны методами
управления. Нередко, поддерживая межнациональные
противостояния, местные власти не только
сохраняют свои привилегии, должности,
но и используют нестабильность ситуации
для выбивания дополнительных средств
из федерального бюджета, которые затем
расходуются чаще всего не по целевому
назначению. Как уже было сказано, губительную
роль играет исторически сложившийся
в кавказской политике стереотип о том,
что горцы уважают силу, поэтому управление
делами на Кавказе осуществляется, как
правило, военно-административными методами.
Однако люди на силу чаще отвечают силой,
а на дружбу - дружбой. Необходимо в корне
изменить подходы к кавказской политике.