Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:55, доклад
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти.
Типы избирательных
систем
Типы избирательных
систем определяются принципами формирования
представительного органа власти и
соответствующим порядком распределения
мандатов по итогам голосования, также
предусмотренными в законодательстве
о выборах. Так как в различных
странах принципы формирования выборных
органов власти и порядок распределения
мандатов различны, то реально существует
столько модификаций
Мажоритарная избирательная
система
Мажоритарная избирательная
система основана на системе персонального
представительства во власти. В качестве
кандидата на ту или иную выборную
должность в мажоритарной системе
всегда выдвигается конкретный человек.
Механизм выдвижения
кандидатов может быть различным: в
одних странах допускается
Как правило, в большинстве
случаев, выборы при мажоритарной системе
осуществляются по одномандатным избирательным
округам. Количество избирательных
округов в таком случае соответствует
количеству мандатов. Победителем в
каждом округе становится тот кандидат,
который получил
Аналогично определяются
победившие кандидаты и в многомандатных
мажоритарных округах с категорическим
голосованием. Принципиальное отличие
заключается лишь в том, что избиратель
имеет столько голосов, сколько
мандатов «разыгрывается» в округе.
Каждый голос он может отдать только
за одного из кандидатов.
Таким образом, мажоритарная
избирательная система - система
формирования выборных органов власти
на основе персонального (индивидуального)
представительства, в которой избранным
считается кандидат, набравший предусмотренное
законом большинство голосов.
Мажоритарная избирательная
система является единственно возможной
при выборах глав государств или
государственных образований (например,
субъектов федерации). Применяется
она и при выборах в
Таким образом, аргумент
в пользу мажоритарной системы о
возможности представительства
наиболее влиятельных политических
сил (партий) опровергается не только
на теоретическом уровне, но и на
практике: партия, получившая на выборах
голосов меньше, чем ее соперники
в совокупности, может получить в
парламенте большинство депутатских
мест. Таким образом, мажоритарная система
может приводить к
Попытки преодолеть
основной недостаток мажоритарной избирательной
системы привели к ее модификации
в некоторых странах мира.
Так, для того, чтобы
голоса избирателей не пропадали, а
мандат получил кандидат, за которого
проголосовало реальное большинство
избирателей используется система
ординального голосования (система
передаваемого голоса). При данной
системе голосования в
Аналогично система
передаваемого голоса применяется
в многомандатных округах (Ирландия).
А в Японии используется система
с одним непередаваемым голосом
в многомандатных округах, т.е. при
наличии нескольких мандатов избиратель
имеет только один голос, который
не может передаваться другим кандидатам,
а мандаты распределяются в соответствии
с рейтингом кандидатов. Интересной
представляется система выборов
на основе кумулятивного голосования,
использующейся при формировании палаты
представителей американского штата
Орегон, при которой избиратель в
многомандатном мажоритарном округе получает
соответствующее количество голосов,
но распоряжается ими свободно: может
распределить свои голоса между несколькими
симпатичными ему кандидатами, а
может отдать все свои голоса одному
из них, наиболее предпочтительному.
Пропорциональная
избирательная система
В основе пропорциональной
избирательной системы лежит
принцип партийного представительства.
При такой системе партии выдвигают
ранжированные ими списки кандидатов,
за которые и предлагается проголосовать
избирателю.
Избиратель фактически
голосует за политическую партию (предвыборный
блок или коалицию партий, если их создание
допускается законодательством)
Места в представительном
органе власти, которые получила политическая
партия (избирательный блок), занимают
кандидаты из партийного списка в
соответствии с установленным партией
приоритетом. К примеру, партия, получившая
на выборах в парламент по единому
общенациональному 450-мандатному избирательному
округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских
мандатов.
Их получат первые
90 кандидатов из соответствующего партийного
списка. Таким образом, пропорциональная
избирательная система - система
формирования выборных органов власти
на основе партийного представительства,
в которой депутатские места (мандаты)
в представительном органе власти распределяются
в соответствии с числом набранных
партиями голосов в процентном выражении.
Данная система обеспечивает адекватное
представительство политических интересов
в выборных органах власти. В пропорциональной
избирательной системе, в отличие
от мажоритарной, потери голосов избирателей
минимальны и связаны, чаще всего, с
так называемым «избирательным барьером»
- минимальным количеством
• пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
• пропорциональная
избирательная система с
Основная претензия,
предъявляемая к
Смешанная избирательная
система
Попытки максимально
использовать достоинства базовых
избирательных систем и нивелировать
их недостатки приводят к возникновению
смешанных избирательных
Следовательно, смешанная
избирательная система - это система
формирования представительных органов
власти, при которой часть депутатов
избирается на персональной основе по
мажоритарным округам, а другая часть
- на партийной основе по пропорциональному
принципу представительства.
Подобная система
использовалась для выборов депутатов
Государственной Думы РФ первых четырех
созывов. Половина (225) депутатов Думы
избиралась по мажоритарной системе
в 225 одномандатных избирательных
округах. Избрание происходило на основе
относительного большинства: избранным
считался кандидат, получивший голосов
больше, чем другие кандидаты при
условии, что голосов против всех
кандидатов подано меньше, чем за победившего
кандидата. При этом выборы признавались
состоявшимися при условии явки
более 25% избирателей округа. Конечно,
говорить об адекватности представительства
при данной системе выборов можно
лишь с большой долей условности.
При явке в 30 - 40 % (именно столько
избирателей приблизительно проявляли
свою активность на выборах в ГД
РФ) депутаты-одномандатники представляли
абсолютное меньшинство населения
в парламенте. При этом они постоянно
заявляли, что «именно одномандатники
- реальные представители народа», используя
традиционные аргументы о «непосредственной
связи с избирателями».