Терроризм: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Терроризм, а также его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек

Содержание

Введение_________________________________________________ 2
1. Понятие терроризма и его
современные разновидности _____________________________________ 4
2 . Современный международный терроризм_______________________ 10
3. Терроризм в 90-е годы XX столетия _____________________________15
Заключение ____________________________________________________ 16
Список литературы _____________________________________________ 19

Работа содержит 1 файл

ККР политология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Особая  причина, порождающая терроризм  – национально-освободительная  борьба этносов. Невозможность или нежелание правительственных стран признавать право этих народов на самоопределение приводит к конфликтам, которые в итоге могут порождать терроризм. 
 
 

     2. СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

     «Исламский» терроризм»

     Характеризуя  исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации Саудовской Аравии,  Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана, уместно использовать определение «самый» и «больше всех». Действительно, в последние 25 лет эти террористы являются самыми фанатичными и самыми активными. Они больше всех захватили заложников, больше всех убили людей, больше всех взорвали бомб. И еще им больше, чем каким-либо другим террористам, удается влиять на международную политику.7

     Исламские террористические группировки очень широко контактируют между собой. Это обусловлено тем, что у них имеются два общих врага: западный образ жизни и Израиль как государство неверных, оккупировавшее священные земли ислама. Еще у них общая идеология исламского фундаментализма. Они обладают также весьма мощной финансовой базой за счет средств радикальных исламских организаций во многих мусульманских странах.

     Для того чтобы понять сущность исламского терроризма, надо  уяснить, что такое  исламский фундаментализм.

     В наши дни данное понятие используют при описании теоретической и  практической активности множества политико-религиозных движений и организаций – исламских, иудаистских, протестантских, католических, православных, индуистских, буддистских, которые действуют в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Европе и США – практически повсеместно. Размах процесса, вовлеченность в него государств и народов делают фундаментализм не только влиятельным фактором, но и субъектом политики.

     Первый  раскол в исламе произошел после  трагической гибели в результате теракта, осуществленного сектантом в отношении четвертого и последнего праведного халифа, двоюродного брата и зятя пророка Али бен Абу Талиба Абу-л-Хасана ал-Муртада. Данное событие положило начало серьезному политическому и идеологическому размежеванию в мусульманской умме. Это размежевание привело к образованию двух относительно самостоятельных общин: шиитов (от арабского слова «шиа» - партия) и суннитов («сунна» - пример, предание), которые, однако, оставались в пределах халифата и повиновались одному правителю – халифу.

     Дальнейший  дезинтеграционный процесс в  этих общинах выразился в отпочковании различных групп, выделившихся в отдельные секты. Их в настоящее время насчитывается несколько десятков, и тенденция формирования разного рода группировок под исламскими лозунгами сохраняется.8

     Антиколониальная  борьба в мусульманских странах  ускорила процесс образования «исламских»  партий и движений, других национальных и иных общественных объединений, которые первоначально выступали за освобождение своих стран от колониальной зависимости, за право народов на свободное волеизъявление и создание суверенных государственных образований, за равноправие и справедливость в международных и межнациональных отношениях.9

     На  основании того, что нам известно, можно сделать следующие выводы.

  1. Исламизм нельзя рассматривать как борьбу бедных и богатых. Проблематика нищеты и материальной отсталости не занимает в идеологии экстремистов центрального места, да и сами они не относятся к выходцам из беднейших слоев населения.
  2. Исламизм не является и чисто религиозным феноменом, борьбой ислама против христианства. Ведь ни в одной из сунн Корана, если не вырывать из контекста отдельные цитаты (чем подчас занимаются экстремисты), не содержится и не может — по причинам чисто теологического свойства — содержаться призывов к беспощадной, тем более вооруженной борьбе против христиан как иноверцев.
  3. Фундаментализм (салафийя), действительно, выступает основой исламизма, но лишь отчасти. Лозунг “аль-ислам хуа аль-халь” (“Ислам — вот решение”) означает, что для “наведения порядка” в мусульманском мире, для искоренения социальной несправедливости, безнравственности и коррупции, для устранения “неправедных правителей”, равно как и для защиты от пагубного воздействия чуждых культурных и поведенческих моделей Запада, необходимо, прежде всего, очищение самого ислама от вредных наслоений, возвращение к незамутненным истокам этой религии. Вернуться к “чистому, подлинному и правильному исламу”, восстановить мусульманскую духовность и утвердить примат ислама (при непременном условии адаптации к современности, усвоения материальных, экономических, технологических достижений западной цивилизации) — так можно сформулировать задачу, которую ставят перед собой исламисты.
  4. Важнейшим импульсом для активизации движения исламистов, причиной того, что называют “новой исламской вспышкой” (или даже “взрывом исламизма”), надо считать развитие процесса глобализации, который для многих мусульман тождественен американизации. Исламские идеологи и прежде проводили грань между модернизацией (необходимость которой большинство из них не отрицает, хотя трактуется это понятие неодинаково) и вестернизацией, в которой они всегда видели величайшую угрозу для “мусульманской души”. Следствием гегемонии Соединенных Штатов в западном мире и превращения этого государства после краха системы социализма в единственную сверхдержаву стало то, что именно на США сконцентрировалась вся ненависть воинствующих мусульман к чуждой “западной модели”. Могущественная, снисходительно или высокомерно относящаяся к странам третьего мира сверхдержава превратилась для них в воплощение мирового зла и угрозы исламскому образу жизни. Поэтому цель исламистов — подорвать мощь и влияние Америки, показать всему мусульманскому миру ее неспособность противостоять энергии и воле борцов за дело ислама, дискредитировать ее в глазах мусульманской молодежи. Для достижения этой цели необходимо было так потрясти американское общество, чтобы Вашингтон в качестве ответной меры обрушил свой военный кулак на мусульманские страны (для начала на Афганистан как гнездо терроризма), что, в свою очередь, неминуемо вызвало бы мощнейший взрыв антиамериканизма по всему исламскому миру. Именно так и произошло 11 сентября 2001 г.10

     (11 сентября 2001 года террористы-комикадзе, захватившие 4 пассажирских «Боинга», два из них направляют на состоящее из 2 башен 110-этажное здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и один – на здание Пентагона в Вашингтоне (официальная версия). Под обломками, по предварительным данным, оказываются более 5 тысяч человек. Самой мощной мировой державе, по сути, объявляется война со стороны международного терроризма.

     Террористические  акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года перечеркнули надежды многих государств и народов мира на привычный ход эволюции человечества в новом, XXI веке. Как представляется, «черным вторником» были перечеркнуты также и некоторые модели и доктрины, концепции и гипотезы будущего мирового устройства.

     13 - 15 сентября. Президент Буш и его ближайшие помощники заявляют, что США готовит акцию возмездия за террористические акты. Речь не об отдельных ударах, а о широкомасштабной военной кампании. Главным виновником объявляется террорист № 1 Усама бен Ладен, скрывающийся в Афганистане.

     Джордж  Буш объявляет в стране чрезвычайное положение, приводятся в повышенную боевую готовность вооруженные силы, призываются 50 тысяч резервистов.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ТЕРРОРИЗМ В 90-е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

     В 90-е годы XX столетия происходит перерастание «исламского» терроризма, который первоначально имел характер локального конфликта, в терроризм «международный». С приходом к власти в Афганистане движения «Талибан» в 1996 году  (после захвата Кабула), Афганистан превратился в главную базу и координационный центр деятельности исламских организаций в глобальном масштабе, включая и страны Запада. Это международное террористическое сообщество было оформлено организационно после создания в конце 80-х годов новой, построенной на принципах глубокой конспирации организации «Аль-Каида», имевшей разветвленную сеть своих структур в мире. Попытки мирового сообщества оказать давление на экстремистов (введение санкций СБ ООН), ни к чему хорошему не привели. Террористы только усилили свою деятельность, результатом этого явились события 11 сентября 2001 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе проделанной работы и в связи  с поставленными задачами, мы пришли к следующим положениям:

     1. Терминология терроризма зачастую  зависит от ряда факторов: это  и хронологические и географические рамки, в которых происходит данное явление. Но, в чём сходятся многие исследователи (историки, политологи, философы, социологи и т. д.), терроризм – это практика устрашения противника путём физического насилия, вплоть до его уничтожения. Надо отметить, что это тщательно спланированное действие или попытка действия, реализуемое, как правило, группой людей, с помощью оружия, направленное против мирных граждан для осуществления своих целей (политических, религиозных и т. д.) и находящее отражение в средствах массовой информации.

     2. Относительно времени возникновения  терроризма, нам представляется  справедливым мнение историков,  относящих возникновение этого  явления к последней трети  XIX  - началу XX веков. В этих рамках стоит выделить левый идейный терроризм, религиозно–этнический и, наконец, международный терроризм. Отличительными особенностями международного терроризма являются формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми для той или иной акции; возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвлённой сети баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах; создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций; концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием; использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств; использование конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

     3. Ситуация, сложившаяся в Афганистане  и вокруг него, придала затяжному внутриафганскому конфликту широкое региональное и международное измерение. В стране сформировался плацдарм для трансграничной экспансии религиозно-политического экстремизма и терроризма, которые стремительно обросли организационно-политическими и силовыми структурами. Закреплению Афганистана в качестве опорной базы международного терроризма и экстремизма способствовали фактический распад афганской государственности, резкий рост межэтнических противоречий, социально-экономическая и духовно-культурная деградация афганского общества. Стратегической целью обосновавшихся в Афганистане исламских радикалов – организации «Аль-Каида» и движения «Талибан» - выдвигались задачи насильственного изменения под религиозными лозунгами политических режимов в Центральной Азии, перекройкой карты региона и создания «халифата» с последующим распространением этого процесса на другие районы мира. Процесс развивался в направлении консолидации экстремистских сил под единым политико-идеологическим началом и создания общих военизированных формирований, своеобразных террористических интербригад. Ключевую координирующую и мобилизующую роль в этом играли возглавлявшиеся Усамой бен Ладеном организации «Аль-Каида» и Всемирный фронт джихада, а также руководство движения «Талибан».  Трагические события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне в корне изменили ситуацию в Афганистане и вокруг него.

     4. Террористические акты в Нью-Йорке  и Вашингтоне 11 сентября 2001 года перечеркнули надежды многих государств и народов мира на привычный ход эволюции человечества в новом, XXI веке. После событий «черного вторника» происходит консолидация ведущих стран мира в борьбе с единым врагом – международным терроризмом. Однако те меры, которые были предприняты, ни к чему не привели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Жаринов. В. Терроризм и террористы. – Минск: Харвест. - 1999. – С. 3.
  2. Иорданов М. Дело № 666. Террор. – Махачкала: Юпитер// 2002. – С. 55.
  3. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. – Пермь//2000. – С. 70.
  4. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений// Под общ. ред. А. Е. Тараса Мн.: 2000. – С. 247.
  5. Мирский Г. И. Дракон встаёт на дыбы (О международном терроризме) // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 3.
  6. Мирский Г. И. Политический ислам» и западное общество. // Полис. – 2001. -  № 1.
  7. Степанов Е. И. Современный терроризм: состояние и перспективы. – М. - 2000. – С. 39.
  8. Хорос В. Крона, корни и климат терроризма // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 3.

Информация о работе Терроризм: понятие и сущность