Теория "заинтересованных групп" Артура Бентли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:12, реферат

Описание работы

В первые десятилетия XX века в анализе политических процессов в американской политологии всё чаще стали использоваться результаты социологии и социальной психологии. Данные этих наук позволяли получить ответ на вопрос: почему индивид, группа людей действует именно так, а не иначе? В это же время в американской политологии появилось одно из ведущих направлений - бихевиоризм (наука о поведении). А. Бентли опубликовал книгу “Процесс правления.

Работа содержит 1 файл

3Осн часть.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Теория "заинтересованных групп" Артура Бентли

В первые десятилетия XX века в анализе политических процессов в американской политологии  всё чаще стали использоваться результаты социологии и социальной психологии. Данные этих наук позволяли получить ответ на вопрос: почему индивид, группа людей действует именно так, а не иначе? В это же время в американской политологии появилось одно из ведущих направлений - бихевиоризм (наука о поведении). А. Бентли опубликовал книгу “Процесс правления. Изучение общественных давлений” (1908 г.) - которая явилась первым бихевиористско-социологическим исследованием процесса государственного управления США. А. Бентли вывел фундаментальное понятие в теории американской политологии: “деятельность людей определяется их интересами”. Главными критериями группового интереса являются не устная риторика, не программы и заявления, а деятельность группы, поведение её членов. Политику он рассматривает как постоянное взаимодействие (столкновение, сближение, давление) различных групп между собой, а также их стремление повлиять на правительство. “Все явления государственного управления, отмечал А. Бентли, - есть явления групп, давящих друг на друга. Различия в политических режимах объясняются различием в типах групповой деятельности. Деспотизм и демократия являются различными способами представительства интересов” [2].

 

       К элитаристскому и олигархическому  истолкованию современных политических институтов и процессов примыкает  еще одна концепция природы политики и политической власти, которая чаще всего именуется групповым подходом к изучению политики, а также теорией “групп давления”, “заинтересованных групп” и т. д., которые в известной мере расширяют и дополняют институциональные рамки “классового подхода” и “элитарного подхода”.

       Родоначальником теории “заинтересованных групп” стал Артур Бентли (1870--1957), автор работы “Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений” (1908) [3].

       К основным произведениям А. Бентли относятся:

       1908г. – «Процесс государственного управления. Изучение общественного давления».

       1926г. - «Относительная релятивность человека и общества».

       1935г. - «Поведение. Знание. Факт».

       Главным тезисом здесь стало утверждение  о том, что деятельность людей  всегда предопределена их интересами и направлена, по сути дела, на обеспечение этих интересов.

       Эта деятельность осуществляется обычно посредством  групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Индивидуальные убеждения, отдельные идеи и идеология  в целом, личностные характеристики индивидуального поведения имеют определяющее значение лишь в контексте деятельности группы и учитываются в той мере, в какой они помогают определению “образцов” (моделей) группового поведения. Поскольку группы не существуют без объединяющих их интересов, то интерес (деятельность) и группа являются для Бентли весьма близкими понятиями.

  Деятельность  “заинтересованных групп” и их взаимодействие рассматриваются как  постоянно изменяющиеся процессы, в  ходе которого осуществляется давление общественных сил на правительство с целью принудить его подчиниться своей воле. В ходе этого процесса доминантами выступают сильные группы, заставляя повиноваться более слабые, а само государственное управление включает в себя урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами.

  Конституция, конгресс, президент, суд, право, представляющие собой лишь официальные заинтересованные группы, выступают выразителями групповых  интересов, отражающих образцы группового поведения.

  Различия  в политических режимах представляют собой различия в нишах групповой техники. Бентли считает, что больше внимания надо уделять изучению законодательных, исполнительных и судебно-административных органов, так как они наиболее доступны для наблюдения. Большинство групповых конфликтов разрешается в открытом процессе соперничества.

  Стабильность  самих официальных групп в  первую очередь зависит от их способности  находить компромиссные решения  и выступать только в качестве арбитра. Процесс государственного управления сопровождается развитием таких формальных принципов буржуазной демократии, как правление большинства, всеобщее избирательное право, суд присяжных и т.д., а также обычаев, традиции, принципов этики и морали, которые Бентли называет формами обычного группового поведения.

  Следовательно, Бентли смотрит на политичесую жизнь не как на взаимоотношение и борьбу классов, а как на процесс соперничества групп со своими собственными политическими интересами.

  Классы  Бентли относил к группам с  “множественными интересами”, склонными  к стабильному существованию  и поэтому не имеющими большого значения для политической жизни.

  Группы  давления существовали на протяжении всей политической истории, но наибольшего  распространения они достигли в условиях рынка и гражданского общества. Появление множества групп давления неотделимо от формирования рыночных отношений с разнообразными формами собственности, различных классов и социальных групп, имеющих свои экономические, профессиональные и иные интересы.

  Давление  происходит либо через политико-партийные  каналы, либо через законодателей, членов правительства и бюрократию, либо через мобилизацию широкого общественного  мнения. Методами групп давления являются: подготовка писем, обращений к законодателям или правительству; организация соответствующих кампаний в средствах массовой информации; проведение демонстраций, шествий, пикетирование и другие публичные акции; отказ от поддержки при избрании, назначении, продвижении.

  Серьёзной проблемой является прямой подкуп заинтересованных лиц в государственном аппарате. В западных государствах установлено правовое регулирование и контроль за их деятельностью (групп давления). В тоталитарном же обществе с его “единством интересов” группы давления могут быть лишь внутри государственно-политической машины, когда не сходятся узкие интересы - земляческие, клановые, этнические. Здесь борьба протекает закулисно, скрыто и опирается на личные связи с ключевыми фигурами. Итогом может быть перераспределение должностных кадровых позиций.

  Исходная  методологическая позиция Артура Бентли, который большинством политологов  признается основателем теории групп  интересов, заключается в том, что  объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества или те или иные политические идеи и программы, а действия людей, направленные на достижение своих политических целей. Согласно А.Бентли, политика состоит в том, что одни люди постоянно борются с другими за достижение своих интересов, причём эта борьба ведётся ими не в одиночку, а в группах, объединяющих их на основе общности интересов. Что же касается законов, законодательного процесса, различных политических программ и платформ, то они, с точки зрения политолога, представляют интерес лишь постольку, поскольку в них находит отражение эта групповая борьба интересов, поскольку они дают своеобразную ориентацию для групповых действий людей.  

  По  мнению А.Бентли, сам процесс управления состоит именно в такой групповой борьбе, а законодательные акты лишь отражают это соотношение сил. Законодатель выступает в качестве арбитра, фиксирует победу одних групп и поражение других либо достижение компромиссного решения групповых противоречий. “ Голосование в законодательных органах по тому или иному вопросу, - пишет А.Бентли, - отражает лишь соотношение между борющимися группами в момент голосования. То, что называется государственной политикой, в действительности представляет собой достижение равновесия в групповой борьбе в данный конкретный момент... Нет ни одного закона, который не отражал бы такого соотношения сил, находящихся в состоянии напряжения ” [4]. Политическую власть, согласно А.Бентли, можно измерять лишь категорией силы, и нет такого политического процесса, который не означал бы балансирования разных групповых сил. В конечном итоге, по его мнению, в каждом конкретном случае политическое решение означает достижение равновесия: победитель пожинает лавры победы, а побеждённый признаёт своё поражение и, по крайней мере на время, успокаивается, подчиняясь этому решению. Однако, за побеждёнными сохраняется право перегруппировать свои силы и в будущем, обеспечив преимущество в силе, добиваться принятия политических решений в свою пользу.

  А.Бентли считает деление общества на фракции (группы) естественным процессом и представляют все возможные политические изменения в обществе как следствие противоборства групп. А.Бентли не видит большой опасности в групповой борьбе интересов и считает, что группы сами могут достигнуть равновесия в борьбе за свои интересы.  

  Теория  Артура Бентли явилась современной  модификацией теории фракций, тем необходимым  элементом, который дал импульс  для более глубокого исследования проблем, связанных с деятельностью  групп интересов. Идеи А.Бентли относительно заинтересованных групп в дальнейшем поддерживают и развивают такие известные политологи ХХ века, как Дэвид Трумэн, Ёрл Лэтхэм, Е. Пендлтон Херринг [5]. 

Информация о работе Теория "заинтересованных групп" Артура Бентли