Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:12, реферат
В первые десятилетия XX века в анализе политических процессов в американской политологии всё чаще стали использоваться результаты социологии и социальной психологии. Данные этих наук позволяли получить ответ на вопрос: почему индивид, группа людей действует именно так, а не иначе? В это же время в американской политологии появилось одно из ведущих направлений - бихевиоризм (наука о поведении). А. Бентли опубликовал книгу “Процесс правления.
К элитаристскому и олигархическому истолкованию современных политических институтов и процессов примыкает еще одна концепция природы политики и политической власти, которая чаще всего именуется групповым подходом к изучению политики, а также теорией “групп давления”, “заинтересованных групп” и т. д., которые в известной мере расширяют и дополняют институциональные рамки “классового подхода” и “элитарного подхода”.
Родоначальником теории “заинтересованных групп” стал Артур Бентли (1870--1957), автор работы “Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений” (1908) [3].
К основным произведениям А. Бентли относятся:
1908г. – «Процесс государственного управления. Изучение общественного давления».
1926г. - «Относительная релятивность человека и общества».
1935г. - «Поведение. Знание. Факт».
Главным
тезисом здесь стало
Эта деятельность осуществляется обычно посредством групп, в которые люди объединены на основе общности интересов. Индивидуальные убеждения, отдельные идеи и идеология в целом, личностные характеристики индивидуального поведения имеют определяющее значение лишь в контексте деятельности группы и учитываются в той мере, в какой они помогают определению “образцов” (моделей) группового поведения. Поскольку группы не существуют без объединяющих их интересов, то интерес (деятельность) и группа являются для Бентли весьма близкими понятиями.
Деятельность “заинтересованных групп” и их взаимодействие рассматриваются как постоянно изменяющиеся процессы, в ходе которого осуществляется давление общественных сил на правительство с целью принудить его подчиниться своей воле. В ходе этого процесса доминантами выступают сильные группы, заставляя повиноваться более слабые, а само государственное управление включает в себя урегулирование конфликтов и достижение равновесия между соперничающими группами.
Конституция, конгресс, президент, суд, право, представляющие собой лишь официальные заинтересованные группы, выступают выразителями групповых интересов, отражающих образцы группового поведения.
Различия в политических режимах представляют собой различия в нишах групповой техники. Бентли считает, что больше внимания надо уделять изучению законодательных, исполнительных и судебно-административных органов, так как они наиболее доступны для наблюдения. Большинство групповых конфликтов разрешается в открытом процессе соперничества.
Стабильность самих официальных групп в первую очередь зависит от их способности находить компромиссные решения и выступать только в качестве арбитра. Процесс государственного управления сопровождается развитием таких формальных принципов буржуазной демократии, как правление большинства, всеобщее избирательное право, суд присяжных и т.д., а также обычаев, традиции, принципов этики и морали, которые Бентли называет формами обычного группового поведения.
Следовательно, Бентли смотрит на политичесую жизнь не как на взаимоотношение и борьбу классов, а как на процесс соперничества групп со своими собственными политическими интересами.
Классы Бентли относил к группам с “множественными интересами”, склонными к стабильному существованию и поэтому не имеющими большого значения для политической жизни.
Группы давления существовали на протяжении всей политической истории, но наибольшего распространения они достигли в условиях рынка и гражданского общества. Появление множества групп давления неотделимо от формирования рыночных отношений с разнообразными формами собственности, различных классов и социальных групп, имеющих свои экономические, профессиональные и иные интересы.
Давление происходит либо через политико-партийные каналы, либо через законодателей, членов правительства и бюрократию, либо через мобилизацию широкого общественного мнения. Методами групп давления являются: подготовка писем, обращений к законодателям или правительству; организация соответствующих кампаний в средствах массовой информации; проведение демонстраций, шествий, пикетирование и другие публичные акции; отказ от поддержки при избрании, назначении, продвижении.
Серьёзной проблемой является прямой подкуп заинтересованных лиц в государственном аппарате. В западных государствах установлено правовое регулирование и контроль за их деятельностью (групп давления). В тоталитарном же обществе с его “единством интересов” группы давления могут быть лишь внутри государственно-политической машины, когда не сходятся узкие интересы - земляческие, клановые, этнические. Здесь борьба протекает закулисно, скрыто и опирается на личные связи с ключевыми фигурами. Итогом может быть перераспределение должностных кадровых позиций.
Исходная
методологическая позиция Артура Бентли,
который большинством политологов
признается основателем теории групп
интересов, заключается в том, что
объектом исследования политолога должны
быть не законодательные нормы и формальные
моменты политической организации общества
или те или иные политические идеи и программы,
а действия людей, направленные на достижение
своих политических целей. Согласно А.Бентли,
политика состоит в том, что одни люди
постоянно борются с другими за достижение
своих интересов, причём эта борьба ведётся
ими не в одиночку, а в группах, объединяющих
их на основе общности интересов. Что же
касается законов, законодательного процесса,
различных политических программ и платформ,
то они, с точки зрения политолога, представляют
интерес лишь постольку, поскольку в них
находит отражение эта групповая борьба
интересов, поскольку они дают своеобразную
ориентацию для групповых действий людей.
По мнению А.Бентли, сам процесс управления состоит именно в такой групповой борьбе, а законодательные акты лишь отражают это соотношение сил. Законодатель выступает в качестве арбитра, фиксирует победу одних групп и поражение других либо достижение компромиссного решения групповых противоречий. “ Голосование в законодательных органах по тому или иному вопросу, - пишет А.Бентли, - отражает лишь соотношение между борющимися группами в момент голосования. То, что называется государственной политикой, в действительности представляет собой достижение равновесия в групповой борьбе в данный конкретный момент... Нет ни одного закона, который не отражал бы такого соотношения сил, находящихся в состоянии напряжения ” [4]. Политическую власть, согласно А.Бентли, можно измерять лишь категорией силы, и нет такого политического процесса, который не означал бы балансирования разных групповых сил. В конечном итоге, по его мнению, в каждом конкретном случае политическое решение означает достижение равновесия: победитель пожинает лавры победы, а побеждённый признаёт своё поражение и, по крайней мере на время, успокаивается, подчиняясь этому решению. Однако, за побеждёнными сохраняется право перегруппировать свои силы и в будущем, обеспечив преимущество в силе, добиваться принятия политических решений в свою пользу.
А.Бентли
считает деление общества на фракции
(группы) естественным процессом и представляют
все возможные политические изменения
в обществе как следствие противоборства
групп. А.Бентли не видит большой опасности
в групповой борьбе интересов и считает,
что группы сами могут достигнуть равновесия
в борьбе за свои интересы.
Теория
Артура Бентли явилась современной
модификацией теории фракций, тем необходимым
элементом, который дал импульс
для более глубокого
Информация о работе Теория "заинтересованных групп" Артура Бентли