Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:47, контрольная работа
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
Введение
1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей
2. Теория разделения властей
2.1. Законодательная власть
2.2. Исполнительная власть
2.3. Судебная власть
Заключение
Литература
1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника — основного представителя общества, обладающего и политическими правами.
2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия — достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень политического сознания общества.
3) Теория
права предлагает разные варианты механизма
действия принципа разделения властей.
2 Разделение властей
2.1
Законодательная власть
Органы
законодательной власти занимают центральное
место в структуре
Как отмечает Д. Локк "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".3
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее
положение законодательных
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции. парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
Следует
отметить, что несмотря на монопольное
положение в области
Что
же касается президентских республик,
то в них парламент в формально-
Согласно Конституции Республики Беларусь , « Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»4
Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.
Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).
По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
-
при отказе в доверии
-
двукратном отказе в даче
-
на основании Заключения
Беларусь.
Парламент не может быть распущен:
- в период чрезвычайного или военного положения;
- в последние 6 месяцев полномочий Президента;
-
в период решения палатами
вопроса о досрочном
- в течение года со дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение 5 месяцев со дня первого заседания).
«Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь. После опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет Республики с предложением подготовить и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.
Действительно, порядок выборов депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. » 5
А теперь рассмотрим Порядок принятия законов в Республике Беларусь.
«Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава палат:
- после принятия закона Палатой представителей он в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным - 10 дней;
-
в случае отклонения Советом
Республики законопроекта
-
текст законопроекта,
-
если согласительная комиссия
не смогла принять
- закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Однако, если он в течение 2 недель не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии;
-
Президент может наложить «
- если законопроект был принят, то в течение 5 дней он направляется на рассмотрение в Совет Республики. Здесь он считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики;
-
в результате, если «вето» Президента
преодолевается, то закон представляется
Президенту на подпись,
— если имеются возражения Президента лишь на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования, то до вынесения окончательного решения палатами закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента;
-
как уже отмечалось выше, право
законодательной инициативы в
Республике Беларусь
расходов, могут вноситься в Палату представителей
лишь с согласия
Президента, либо по его поручению - Правительства;
-
наконец, законы об основных
направлениях внутренней и
-
законы подлежат немедленному
опубликованию после их
- согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда он смягчает наказание или отменяет ответственность граждан.»6
Декреты Президента Республики Беларусь:
Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента Республики Беларусь.Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение
- толкование Конституции;
- изменение и дополнение программных законов;
-
утверждение республиканского
-
изменение порядка выборов
-
ограничение конституционных
-
право изменения закона о
-
право принимать нормы,
В
силу особой необходимости Президент
по своей собственной инициативе,
либо по предложению Правительства
Республики Беларусь может издавать
временные декреты, также имеющие
силу законов. Однако эти временные
декреты в 3-дневный срок должны быть представлены
на рассмотрение в обе палаты парламента.
Временные декреты могут быть отменены
депутатами палат не менее 2/3 голосов от
полного состава каждой из палат.