Теория пассионарности Льва Гумилёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение пассионарности и теории этнологии Л.Гумилева.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы понятия «пассионарность».
Рассмотреть степени пассионарности.
Рассмотреть основы этногенеза Л.Гумилева.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы понятия «пассионарность». 4
1.1. Пассионарность как необоримая сила. 4
1.2. Степени пассионарности 5
1.3. Соотношение разрядов импульсов 6
1.4. Заразительность пассионарности 8
2. Теория этногенезов Л. Гумилева. 10
2.1. Вспышки этногенезов. 10
2.2. Фазы этногенеза. 14
2.3. Этническая регенерация. 18
Заключение. 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Теория пассионарности.docx

— 68.55 Кб (Скачать)

    2.3. Этническая регенерация.

     Итак, мы рассмотрели все известные  в этнической истории фазы этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не упомянем еще об одном специфическом свойстве этногенеза - способности этноса к регенерации.

     Суть  этнической регенерации - это частичное  восстановление этнической структуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носит регенерация в зависимости от фазы этногенеза?

     В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, поскольку  пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры этноса.

     В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, поскольку эта фаза подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает связана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинают бороться друг с другом,

     Принцип «Будь самим собой» - это принцип  обоюдоострый, и, если один сам по себе и другой сам по себе,  но они  мешают друг другу, и в лучшем случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип, принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государственную систему, при которой он существует, и естественно  возвращается к акматической фазе, то есть опять к взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут более благоприятными и не столь трагичными.

     Яркой иллюстрацией такого рода регенерации  является восстановление России после  Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под сомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения, руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским, был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел процесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями раскола, кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелецких бунтов и петровских казней. Пассионарный перегрев снова вступил в свои права, и снова каждый стремился быть оригинальным.

    Заключение.

     В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения  в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему  до нулевого уровня. Ничего подобного  мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца.

     Из всего вышесказанного я сделал вывод, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера людей и назван им пассионарностью.

    Список  литературы

  1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и этнос: IX). «Вестник ЛГУ», 1970, № 12.
  2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. - «Доклады Географического общества СССР», 1970, вып. 5
  3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос: XIV). - «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.
  4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.
  5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

Информация о работе Теория пассионарности Льва Гумилёва