Теоретические модели политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Понятием политической системы раскрывается характерный устройство политической власти в обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление обществом.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 19.11 Кб (Скачать)

Понятием политической системы раскрывается характерный устройство политической власти в обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление обществом.

Относительно  понятия "политическая система" более  широким оказывается понятие "политическая жизнь", которое охватывает все  политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе и  на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.

Понятие "система" пришло в общественные науки по биологии и кибернетики. В социологии и  политологии его впервые использовал  американский исследователь Т. Парсонс . Другой американский политолог Д. Истон в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система". Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, которая состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Выполнения каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества:

  • экономическая подсистема играет роль соединяющей звена между обществом и природой (функция адаптации) ;
  • политическая подсистема , которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция взаимные) ;
  • социентальна подсистема поддерживает образ жизни, утвердился, и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции) ;
  • подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и включает в себя культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения) .

Значение теории Парсонса для развития политологии состоит в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы. С позиций системного подхода, политическая сфера общества может быть рассмотрена как система.

Как и любая  система, она будет обладать следующими признаками:

  • состоять из многих взаимосвязанных структурных элементов; эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единстве системы;
  • существовать в рамках внешнего окружения или среды;
  • иметь границы распространения и видиленисть отношению к внешней среде;
  • иметь открытый характер (т.е. она подвергается воздействиям, идущих из внешней среды);
  • характеризоваться такими свойствами, как влечение к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.

Выступающей внешней  средой политической системы? Д. Истон выделил две среды (окружения):

  • интрасоциентальне - другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;
  • екстрасоциентальне - другие общества, международные институты и отношения.

Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывают влияние внесоциальный - природной - среды. Перечисленные факторы  будут детерминировать изменение  политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешней среды, система сохраняет способность  к стабильному функционированию и развитию.

В политологии  разработано несколько теоретических  моделей функционирования политических систем:

  • системная;
  • структурно-функциональная;
  • информационно-кибернетическая.

1. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, по толкованию ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе . Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между импульсами, "входят", проникающими в среде, и импульсами, "выходят", который является реакцией системы на полученную информацию. "Вход" выражен двумя видами импульсов: требование общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (уплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законности, уважение к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, приказы) и осуществляет все для их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называется "петлей обратной связи".

Если импульсы, "выходят", отвечают оцениванием  населения, то общественная поддержка  политической системы усиливается. Поддержка народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

Истон выделяет два вида легитимности:

  • диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
  • инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременная и ориентирована на результат и поощрения.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису  политической системы. Дестабилизирующим  фактором могут стать ошибочные  решения власти, принятые или в  результате довольно слабых импульсов (система не имеет достаточной  информации для принятия оптимальных  решений), либо в результате достаточно высоких требований, вызывает перенасыщенность системы информации.

2. Структурно-функциональная модель политической системы разработал Г. Алмонд. Политическая система, по его мнению, являются типами действий, касающихся принятия политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, позволяет сохранить общественную стабильность.

Анализ системы  должен осуществляться на двух уровнях:

  • институциональном (исследование политических институтов);
  • ориентационном (исследования политической культуры).

В структурном  плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), повединницьки аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.

На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к таким выводам:

  • все политические системы имеют собственную структуру;
  • политическая система многофункциональна;
  • все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни; функции выполняются различными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;
  • все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
  • различие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы подобные по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

3. Информационно-кибернетическую модель политической системы предложил К. Дойг. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных задач .

Процесс функционирования системы состоит из нескольких этапов:

  • этап первый: получение информации и формирование блока данных;
  • этап второй: селекция информации - отбор и оценка полученной информации;
  • этап третий: принятие решений;
  • этап четвертый: реализация поставленных целей.

Принятия решений  и их коррекция осуществляются с  учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении  в обществе и о расстоянии, которое  осталось до цели.

Информация о работе Теоретические модели политической системы