Теоретические модели демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионность самого вопроса о том, что составляет сущность демократии. Следует признать, что в современной политической науке нет единой теории демократии. В середине XX в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие "демократия". Тогда было дано несколько десятков определений.

Работа содержит 1 файл

Теоретические модели демократии.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

     "Мнимая" многопартийность. Это означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, несмотря на то, что в Китае, кроме коммунистической партии, существует еще восемь партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном".

     Бипартизм или двухпартийная система (США, Великобритания). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров  избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (например, президентских в США и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть выражает одна партия, а парламентское большинство выражено другой партией. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительный разделение властей.

     Система "двух с половиной партий". От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, только блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Главными конкурентами на выборах являются Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгое время в качестве третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982), то с ХДС (1982-1998). После 1998 г. Социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз к зелени").

     Многопартийные  системы с объемом четырех  и более партий.

В зависимости  от характера соперничества между  партиями многопартийные системы, в  свою очередь, подразделяются на:

умеренно  многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды), которые отличаются от других ориентированностью всех партий на сотрудничество, небольшими идеологическими различиями между партиями;

поляризованные многопартийные системы, для которых характерно значительное идеологическое размежевание между партиями по шкале "левые - правые", отсутствие сильных центристских партий, а также стремление к заключению недолговечных партийных союзов, которые позволяют формировать правительство;

атомизированные системы (Боливия, Малайзия), которые  предусматривают наличие значительного  количества слабо связанных между собой и с населением партий (от тридцати до двухсот), изолированность партий от власти и отсутствие у них рычагов влияния на власть.

     Кроме того, в зависимости от характера  союзов, заключаемых между партиями, многопартийность может быть:

Блочной, когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программе. Коалиционным, близкой к поляризованной многопартийности. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточной для того, чтобы самостоятельно влиять на состав кабинета министров, который формируется. Только союз с другими партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.

     В зависимости от реальной политической веса партии и количества депутатских мест, полученных ею на выборах, принято выделять следующие партийные системы:

системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием , подобная модель партийной  системы характеризуется тем, что  при равных возможностях, создаваемых  государством для всех партий, населения в течение долгого времени отдает предпочтение только одной партии (например, партия Индийского национального конгресса, либерально-демократическая партия Японии , социал-демократическая в Швеции);

система с доминирующей партией , которая  пытается набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;

система, опирающаяся на коалицию миноритарных партий, которая функционирует, как и описанная выше коалиционное многопартийность.

     В демократических странах доминируют двух и многопартийные системы. Внимание политологов привлекает вопрос о преимуществах и недостатках каждой из системы.

     С одной стороны, многопартийная система  отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения  состязательности, но с другой - для нее характерны существенные минусы:

 приводит  к чрезмерной сегментации электорального  поля во время выборов. Большое  количество партий и блоков, участвующих  в выборах, еще не является  гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Верховную Раду показывают обратную зависимость: чем больше партий и блоков были представлены для голосования, тем меньшее их количество сумела преодолеть избирательный порог, необходимый для получения депутатских мест;

чрезмерная  фрагментация политических сил в  парламенте осложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;

способствует  появлению феномена "безответственной оппозиции", не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать за них не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.

     В свою очередь двухпартийная система  обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильное однопартийное правительство, доминирование в течение долгого времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее негативными моментами являются практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делая практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г. все президенты США были республиканцы или демократы, после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который выбирался как независимый кандидат. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые бы "работали" только на эти партии.

     Среди факторов, которые определяют тип  партийной системы (исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее регистрацию и деятельность партий, президентская или парламентская форма правления) наибольшее значение имеет избирательная система. Влияние мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на характер партийной системы будет рассмотрен в лекции "Избирательные системы". 
 
 

Информация о работе Теоретические модели демократии