Сущность власти и ее основные виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

В данной работе я рассмотрю сущность власти и ее основные виды. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию «власть». Рассмотрю особенности политической власти, ее формы и функции.
А так же рассмотрю множество подходов к определению сущности власти через основные концепции.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Основные концепции власти…………………………………...4
2. Сущность и виды власти ………………………………………10
3. Особенности политической власти …………………………...13
Используемая литература…………………………………….…..17

Работа содержит 1 файл

основные концепции власти реферат.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

1. Основные концепции власти…………………………………...4

2. Сущность и виды власти ………………………………………10

3. Особенности политической власти …………………………...13

Используемая литература…………………………………….…..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной литературе существуют различные концепции  власти. Так, системные концепции  рассматривают власть как свойство политической системы. Т.Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили" (Власть. – М. – 1989. – С. 85).

Борьба за власть является характерной чертой политической жизни  любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии. Власть является центральной  категорией политической науки.

Власть - это всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики.

Необходимость власти обусловлена  сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воли с целью поддержания  целостности и стабильности общества.

В данной работе я  рассмотрю сущность власти и ее основные виды. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию «власть». Рассмотрю  особенности политической власти, ее формы и функции.

А так же рассмотрю  множество подходов к определению  сущности власти через основные концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные концепции власти

 

Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой  механики.

Большинство идей и концепций, трактующих политическую власть, а  также самих определений категории  «власть» в ранней истории политической мысли в первую очередь связаны  с необходимым порядком и согласием  между людьми, управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений.1

 

Нормативно-формалистическая концепция. Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus - законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.

Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть - это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.2

Субъективно-психологическая  концепция. Она объясняет власть как врожденное инстинктивное стремление человека к власти, господству вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. Согласно с взглядами американского политолога Г. Лассуела, любое влияние на политику приравнивается к стремлению к власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти - сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения.

Индивидуалистско-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов - личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту “игру” обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил “политической игры” и т.д.

Марксистская  концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.

В настоящее время популярной является реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т.д.

 

Все приведенные трактовки  сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического  феномена.

 

 

2. Сущность и виды власти

 

Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов.

Существует множество  определений власти. Приведем некоторые  из них:

Власть - это один из важнейших  видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней  мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям  другого, в результате этого подчинения, властвующий субъект, реализует свою волю и интересы.

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться  кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть - это политическое господство над людьми.

Власть - это система государственных  органов.

Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть - это способность  или потенциальная возможность  принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие  на поведение и действия людей.

В западной политологии классическим является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: «Власть означает любую возможность проводить  внутри данных социальных отношений  собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая  возможность основана».

Как видно из определения, М. Вебер поднимает отношения  власти до уровня социального (а не просто психологического) явления. Именно это обстоятельство и обусловило распространенность данного подхода  в западной политологии.

На основании понимания  власти М. Вебером можно выделить три основных признака власти:

1. Власть – это волевое  отношение между людьми. Различают  две стороны этого отношения  – субъект и объект власти, или властную и подчиненную  воли. Властная воля обращена  к другой стороне с требованием  подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.

2. Отсюда – вторая характеристика  власти: власть представляет отношение  зависимости между людьми в  обществе.

3. Власть осуществляется  с помощью особых властных  методов.

Нетрудно заметить, что  если первый признак определяет власть как субъект - объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий – субъекта власти.

Основные компоненты власти:

Субъект власти – это  активное начало, это тот, кто осуществляет воздействие на других (государство, партия, лидер, организация, индивид, социальная общность). Субъект должен обладать особыми качествами: желанием властвовать, компетентностью, авторитетом и т.п.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ как властное  повеление подчиниться воле субъекта  власти;

2) подчинение как поведение  частной воле под всеобщую  волю власти;

3) наказание как средство  воздействия на отрицание господствующей  воли;

4) нормирование поведения  как совокупность правил в  соответствии с всеобщим интересом.

Объект власти – тот, на кого направлено волевое воздействие  субъекта (социальная группа, народ, класс, индивид). Главное качество объекта  – готовность к подчинению, что  характерно для большинства людей.

Источники власти – властное первоначало. Другими словами, это  фундамент, на который власть опирается. В качестве источников власти могут  выступать закон, богатство, сила, престиж, харизма, тайна, интерес, авторитет.

Отношение со стороны субъекта к объекту власти характеризуется  с помощью понятия «ресурсы власти».

Ресурсы власти – это  все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.3

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций  ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

- утилитарные;

- принудительные;

- нормативные.

Утилитарные ресурсы –  это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и  целые слои населения.

Принудительные ресурсы  – это меры административного  наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических  санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии  наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяют:

- экономическую,

- социальную,

- духовно-информационную

- принудительную власть.

Экономическая власть –  это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения  в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права  принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными  трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.

Информация о работе Сущность власти и ее основные виды