Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:10, контрольная работа
В энциклопедических словарях есть два толкования понятия «процесс»:
а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо;
б) совокупность последовательных действий для достижения результатов. Данные определения процесса характерны и для политического пространства. Существуют два аспекта в толковании действий: субъективный (мотивационный) и объективный. Субъективный аспект связан с реальными интересами граждан и деятельностью властных структур.
Объективный аспект являет собой результат этой деятельности. С учетом изложенного политический процесс квалифицируется в политологической литературе как «последовательная смена состояний социально-политической действительности, происходящая в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов»1*. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.
Глава 1. Политические процессы: сущность и структура
Глава 2 Деятельность субъектов политического процесса
Глава 3 Политические действия.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа по дисциплине : «Исследование социально-экономических и
политических процессов»
На тему
«Сущность, структура и субъекты политических процессов»
Содержание
Глава 1. Политические процессы: сущность и структура
Глава 2 Деятельность субъектов политического процесса
Глава 3 Политические действия.
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Политические процессы: сущность и структура
В энциклопедических словарях есть два толкования понятия «процесс»:
а) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо;
б) совокупность
последовательных действий для достижения
результатов. Данные определения процесса
характерны и для политического
пространства. Существуют два аспекта
в толковании действий: субъективный
(мотивационный) и объективный. Субъективный
аспект связан с реальными интересами
граждан и деятельностью
Объективный аспект являет собой результат этой деятельности. С учетом изложенного политический процесс квалифицируется в политологической литературе как «последовательная смена состояний социально-политической действительности, происходящая в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов»1*. Это воспроизводство или изменение существующей совокупности отношений.
Структура политического процесса
идентична структуре
– субъекты – носители власти,
– объекты – те, на кого направлена власть,
– средства (то есть методы, ресурсы осуществления процесса).
Перечислим подробно фазы политического
процесса: формирование политических
интересов, их пропаганда, представление
политических интересов институтам,
принимающим решения, выработка
политических решений, принятие решений,
реализация решений и контроль за
их выполнением, политическая мобилизация
граждан, распределение и
1*- Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.
Более обобщенно – это формирование политических проблем, выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) политики, принятие политических решений, оценка принятых решений, механизм реализации решений. И еще
более обобщенно политический процесс можно подразделить на два этапа: принятие решений и их реализация.
В процессе
выработки и принятия решений
задействовано большое
От характера
и формата их деятельности зависят
и циклы политического
Решение – это выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Субъектами решений выступают индивиды (политические лидеры), представители органов власти, социальные группы и слои, вплоть до всего общества в ходе референдумов. Политические решения должны быть понятны и близки широким массам людей.
Выделяются следующие фазы принятия решений: анализ проблем, обсуждение вариантов предложений, принятие решений.
На первой ступени в политическую систему представляются интересы социальных слоев. В этом случае большое значение играют такие институты, как депутатский корпус, СМИ, политические партии и т.д., которые призваны артикулировать и представлять государству интересы масс. Государственные органы изучают сформулированные пожелания, обсуждают варианты решений. Для этого государственные институты могут располагать группами, даже целыми советами экспертов, консультантов, аналитиков, которые изучают и готовят необходимый материал.
Далее наступает стадия принятия решений, то есть выбор наиболее подходящего варианта. Эффективность принятия решений зависит во многом от слаженности действий институтов власти, от взаимодействия центральных и местных органов, ветвей власти и т.д.
Выделяют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений.
Первый – это оптимальный вариант, когда результат принятого решения может наиболее полно соответствовать поставленной цели.
Однако в жизни приходится исходить из реальных обстоятельств, и тогда политики прибегают к методу последовательных ограничений, то есть к постепенному достижению цели. Учитывая плюсы и минусы обоих методов, ученые предлагают смешанный метод принятия решений, который предполагает четкое определение цели, вычленение наиболее значительных ее аспектов и поэтапное движение к намеченным ориентирам. Успех в реализации решения зависит от целого ряда факторов, включающих в себя наличие устойчивой правовой базы, четкое взаимодействие ветвей власти и управленческих структур, чувство ответственности за доверенный участок работы. Исключительно важно на этом этапе уметь активизировать само общество на достижение поставленных задач и исключить противодействие со стороны оппозиции.
В политической литературе дается следующая
типология политического
Внешнеполитический и внутреннеполитический процесс.
Первый развивается в
Содержание
Эволюционный и революционный процесс.
Эволюционный – это последовательный процесс развития, для которого характерны легитимность власти, правовое обеспечение, устойчивые политические ориентиры и т.д.
Революционный тип – радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. В данном случае используются как мирные средства, так и насилие.
Стабильный и нестабильный политический процесс.
Стабильный основывается на устойчивости социальных структур, повышающемся жизненном уровне населения, преемственности власти, эффективности взаимодействия государства и общества. Общественные силы консолидированы.
При нестабильном политическом процессе характерна частая смена массовых настроений. Причины для этого могут быть самые различные: от спада производства до этнических конфликтов.
Различают также несколько режимов
существования политического
В режиме функционирования политическая
система воспроизводит
Режим упадка представляет собой распад
политической целостности. Власть утрачивает
контроль над ситуацией. Центробежные
тенденции преобладают над
В условиях режима развития общественно-политическое
пространство приобретает новое
качественное состояние. Адекватно
обновляемому содержанию жизни формируются
и новые структуры
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, предоставление бесплатного питания для детей первых двух лет жизни.
Материальную помощь в республике получают около 900 тысяч детей, или 41,5 % от их общего количества, причем независимо от доходов родителей, а в возрасте до трех лет пособиями охвачены свыше 90 % всех детей».
Образование – важнейший приоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшей школы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования и на этой основе разработать «Основные направления развития национальной системы образования». В соответствии с утвержденными программными документами в период до 2010 г. предполагается проведение следующих мероприятий. В системе дошкольного образования: обеспечение постепенного перехода к полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе; дальнейшее развитие государственной сети дошкольных учреждений, особенно на селе.
В системе школьного образования к 2008 г. будет завершен переход к обязательному десятилетнему образованию при 4-летней начальной и 6-летней базовой школе, а к 2010 г. – полному среднему образованию. Поэтапное снижение наполняемости классов создаст оптимальные условия для обучения и охраны здоровья учащихся.В сфере профтехобразования и среднего специального образования получит развитие сеть профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей. В ближайшие 5 лет каждому выпускнику базовой и средней общеобразовательной школы предоставится возможность продолжить образование в профессионально-техническом, среднем специальном или высшем учебном заведении.
Заботой государства было и остается здоровье граждан. Главным приоритетом остается профилактическое направление.
Большое внимание уделяется и вопросам создания таких условий труда, которые обеспечивали бы сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Стратегия развития материально-технической базы здравоохранения на перспективу определена Государственной программой укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения на 2000–2002 гг. и на период до 2005 г. Всего к 2005 г. отечественное здравоохранение получит 63 новых либо реконструированных объекта.
По сравнению с другими странами СНГ в экономике страны немалое место занимает жилищно-строительный комплекс.
В отличие от большинства государств СНГ в России не допущен развал строительной отрасли. Благодаря государству стране удалось усилить строительный комплекс. Его доля в составе валового внутреннего продукта (ВВП) выросла с 4,7 % в 1996 г. до 5,7 % в 2000 г. и 5,3 % в 2001 г. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем объеме инвестиций увеличилась с 22,2 % в 1990 г. до 26,1 % в 2000 г. и 26,2 % в 2001 г.
О том, как жилищное строительство выглядит по сравнению с другими странами СНГ, свидетельствуют показатели ввода жилья в расчете на 1000 человек населения. К примеру, показатели 2000 г. (близки к среднестатистическим за последние 5 лет) выглядят следующим образом. в России – 206, в Украине – 108, в Киргизии – 91, в Казахстане – 81.
Такой результат
стал возможен благодаря мерам
Важнейшими задачами социально-экономической политики в последние годы являются:
– повышение уровня денежных доходов населения и заработной платы в целях расширения внутреннего потребительского спроса на отечественную продукцию, усиление адресности социальной защиты граждан на основе формирования единой системы социальной помощи;
– преодоление тенденции увеличения износа активной части основных фондов;
– активизация деятельности на всех уровнях государственного и хозяйственного управления, направленной на привлечение прямых иностранных инвестиций и внешнего финансирования;
– улучшение
финансового положения
– закрепление положительных тенденций, достигнутых в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке (снижение инфляции до 1,5 – 2 % в месяц, обеспечение девальвации обменного курса рубля к доллару США в пределах 1,2 – 1,5 % в месяц);
– развитие
малого и среднего предпринимательства
на основе расширения его государственной
поддержки, создания условий для
привлечения частного капитала, упрощения
условий регистрации и
– расширение внешних (рост экспорта не менее чем на 6 %) и внутреннего рынков реализации продукции и услуг производителей на основе поддержания эффективного обменного курса рубля, налогового и других видов стимулирования экспорта, создания экспортопроводящих каналов для белорусских производителей, развития экономического механизма защиты внутреннего рынка, поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещения;
– развитие
транспортных и коммуникационных услуг
и соответствующей
– обеспечение
оптимального сочетания административных
и рыночных подходов и методов
управления и регулирования социально-
Реализация
вышеперечисленных задач будет
способствовать более рациональному
использованию ресурсов, улучшению
социально-экономической
Информация о работе Сущность, структура и субъекты политических процессов