Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:57, контрольная работа
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Само словосочетание «политическая власть» своим происхождением также обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними, необходимых атрибутов и законов, полиции» судов, тюрем, налогов и т.п. Иными словами, власть и. политика нераздельны и взаимообусловлены.
Тема 6. Сущность и происхождение политической власти
Введение 3
Происхождение, сущностостные черты, легитимность, легитимация политической власти 4
Функции политической власти и ее механизм 6
Субъекты политической власти 8
Заключение 10
Список литературы 11
Содержание
Тема 6.
Сущность и происхождение политической
власти
Введение
Происхождение,
сущностостные черты, легитимность,
легитимация политической власти
Функции политической
власти и ее механизм
Субъекты
политической власти
Заключение
Список
литературы
Введение
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Само словосочетание «политическая власть» своим происхождением также обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними, необходимых атрибутов и законов, полиции» судов, тюрем, налогов и т.п. Иными словами, власть и. политика нераздельны и взаимообусловлены.
Цель
контрольной работы – рассмотреть
понятие «политическая власть», ее происхождение,
сущность, основные черты, функции политической
власти, механизм и субъекты политической
власти.
1. Происхождение, сущностостные черты, легитимность, легитимация политической власти
Учение о власти является в политологии основополагающим. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологии — о власти социальной, юристы — о власти законов, политологии - о политической власти.
В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения, оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энцикл. словарь. М., 1992).
Поэтому власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила.
Все исследователи в рассуждении власти сходились, на том, что она начинается там, где возникает подчинение. Таким оброзамом, «власть» — это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать такой вывод: «власть» — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В результате такого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
В любой общественной системе власть возникает и является выражением объективной потребности в организации, саморегулировании и сохранении целостности общества, поскольку в нем происходит столкновение интересов потребностей различных социальных групп. Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства различных социальных общностей и общества в целом.
Общественное назначение власти проявляется в:
а) поддержании общественного порядка с его устоявшимся регламентом;
б) выявлении, локализации и разрешении конфликтов;
в) достижении общественного консенсуса;
г) регулировании всех властных отношений в обществе;
д) использовании насилия и принуждения во имя стабилизации общества.
Различный
подход к общественному назначению может
приводить к различным результатам для
общества. Из всех властных проявлений
политологию интересует прежде всего
политическая власть.
Общественным содержанием политической власти является:
- способность организованного класса, социально-полической группы, личности через институты принуждения экономического, физического, психологического характера навязать свою волю другим общественным группам, реализуя при этом свои собственные интересы;
- волевое воздействие реализуется через систему идеологических и правовых норм;
- организованное принуждение выступает как основа осуществления власти, хотя политически господствующие силы применяют и тактику нахождения компромиссов, точек социальной опоры в низах, убеждения. Именно воля и поддержка класса как целого является условием и источником способности определенных политических институтов к принятию решений, управлению и политическому руководству.
Политическая власть имеет ряд характерных черт:
При отсутствии какой-то из этих черт наступает безвластие, т.е. для политической власти необходимо наличие всех четырех черт.
Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции.
Легитимная власть характеризуется как правомерная и справедливая.
Легитимность, или соглашение с законом, правильность, законность, призвана сформировать авторитет, доверие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимопонимания и согласия. Легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.
Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Однако легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники.
Источники легитимности - это те политические силы, которые так или иначе узаконивают и признают данную власть и властвующее положение определенной группы людей. В качестве источников легитимности власти принято рассматривать три социально-политических субъекта: население, правительство и внешнеполитические силы. Когда источником легитимности являются широкие слои населения, власть приобретает стабильный и устойчивый характер. Источником легитимности власти выступают также государственные институты (правительство), которые побуждают население воспроизводить в своем сознании положительные оценки деятельности правящей группы.
Легитимность власти, т. е. признание ее правомерности со стороны подвластных, имеет чрезвычайно важное значение для эффективности властного воздействия.
Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для деспотической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия.
В меньшей мере в легитимности нуждается власть демократическая, поскольку она в силу своих принципов действует на основе таких ценностей, как общественная польза, справедливость, разумность.
Нередко
для придания легитимного характера
власти она должна опираться на закон
и действовать в соответствии с нормами
права и Конституцией.
2. Функции политической власти и ее механизм
Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.
Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные.
К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
-
поддержание общественного
-
выявление, ограничение и
-
достижение общественного
- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения
стабильности;
- управление делами общества.
Основные механизмы политической власти:
- господство — подчинение одних групп, классов другим;
- руководство — определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества;
- управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;
- контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
Контоль одна из важнейших проблем политологии. Она включает в себя такие вопросы, как институциональные, и правовые формы организации и функционирования политической власти, пути, способы и средства ее завоевания, удержания и осуществления. Совокупность различных форм внешнего материализованного выражения политической власти - учреждений и организаций, устной и печатной продукции (документов, законов, норм,, правил, приказов, инструкций - образует ее механизм. В свою очередь механизм политичёской власти является органической частью более общего механизма, посредством которого осуществляются политико-властные отношения. Такой механизм называется политической системой общества.
Таким образом, механизм политической власти представляет собой сложную структуру, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании находится общество в целом, ближе к основанию - господствующие политические силы и их организации, а на ее вершине - структуры власти: парламент, правительство, глава государства, руководители иных рангов, суды, контрольные органы.
Руководство заключается в выработке и принятии правящей группой важных для обществу решений, в определении его целей, задач, перспектив. Такие решения составляют содержательную сторону воли господствующих социальных сил. Она фиксируется в документах, одобренных высшими форумами (съездами, пленарными заседаниями, собраниями) политических организаций господствующих в обществе сил. В последующем эти решения получают законодательное «оформление в государственно-правовых актах, после чего они становятся обязательными для всех членов общества»
Управление есть деятельтельностно-пракическое проявление воли правящей группы. Обычно управление определяют как сознательное воздействие на общество с целью обеспечения эффективного функционирования и развития. Управление есть практическое применение власти, т. е. предъявление властвующей группой, определенных требований к различным субъектам общественных отношений и побуждение их следовать этим требованиям ради достижения поставленных целей. Применяемые при этом средства и методы весьма разнообразны. Управление есть непосредственная практическая деятельность по осуществлению принятых политических решений. Данным видом деятельности занимается главным образом создаваемый в структуре власти административный аппарат, называемый чаще, всего органами государственного управления.