Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:09, реферат
Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами. В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность политической власти, принципы и теорию разделения властей.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Главаа 1Политика и власть. Сущность политической власти………………………………………………………………………………………………………..5
1.1Сущность власти, ее структура. Природа подчинения …………………………………………………………………………………………………………….….5
1.2Политическая власть как особый вид власти……………………………………………………………………………………………6
Глава 2Разделение власти. Теория разделения властей…………………………………………………………………………………………………………10
2.1Разделение власти. Теория разделения властей………………………………………………………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………………………..15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА"
КАФЕДРА
«СОЦИОЛОГИИ
И ПРАВА»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:
«Сущность политической
власти. Теория разделения властей»
Выполнила:
Студентка 105С гр.
Мягкова Е.А..
МОСКВА 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Главаа 1……………………………………………………………………………
1.1………………………………………………………………………
1.2………………………………………………………………………
Глава 2……………………………………………………………………………
2.1………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие «власть»
относится к числу
Феномену власти уделяли пристальное
внимание все выдающиеся представители
политической науки. Каждый из них внес
свой вклад в разработку теории власти.В
самом широком смысле слова власть – это
способность и возможность осуществлять
свою волю, оказывать определяющее воздействие
на деятельность, поведение людей с помощью
какого-либо средства – авторитета, права,
насилия. В таком аспекте власть бывает
экономическая, политическая, государственная,
семейная и прочая. Такой подход также
требует разграничения классовой, групповой
и личной власти, которые переплетаются
между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является
политическая власть. Политическая власть
– это реальная способность данного класса,
группы, индивида проводить свою волю
в политике и правовых нормах. Политическая
власть характеризуется или социальным
господством, или ведущей ролью, или руководством
тех или иных групп, а чаще всего различными
сочетаниями этих качеств.Теория разделения
властей, то есть теория о соотношении
властей в государстве, впервые выдвинута
Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в
последующее время разрабатывалась многими
юристами, философами, политологами. В
данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть
сущность политической власти, принципы
и теорию разделения властей.
ГЛАВА 1. Политика и власть. Сущность политической власти
Основными компонентами
власти являются ее субъект, объект, средства
(ресурсы) и процесс, приводящий в
движение все ее элементы. Субъект
власти воплощает ее активное, направляющее
начало. Им может быть отдельный
человек, организация, общность людей,
например, народ или даже мировое
сообщество, объединенное в ООН. Для
возникновения властных отношений необходимо,
чтобы субъект обладал рядом качеств.
Прежде всего, это желание властвовать,
воля к власти. Помимо желания руководить
субъект власти должен быть компетентным,
знать суть дела, состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы,
обладать авторитетом. Конечно, в реальной
жизни власть имущие в разной степени
наделены этими качествами. Субъект определяет
содержание властного отношения через
приказ (распоряжение, команду). В приказе
предписывается поведение объекта власти,
указываются (или подразумеваются) санкции,
которые влечет за собой выполнение или
невыполнение распоряжения. Вместе с тем,
мотивация подчинения достаточно сложна.
Она может основываться на страхе перед
санкциями; на долголетней привычке к
повиновению; на заинтересованности в
выполнении распоряжений; на убежденности
в необходимости подчинения; на авторитете,
вызываемом носителем власти у подчиненных.
Все эти мотивы существенно влияют на
силу власти. Сравнительно безболезненно
воспринимается людьми власть, базирующаяся
на привычке, обычае повиноваться. Привычка
- надежный фактор стабильности власти
до тех пор, пока не приходит в противоречие
с требованиями реальной жизни. Наиболее
стабильной является власть, построенная
на интересе. Личная заинтересованность
побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним
контроль и т. д.
Вывод: Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.
Особым и наиболее
известным видом власти является
власть политическая. Ее нередко отождествляют
с властью принудительной, т. к. она
выражается в реальной способности
социальной группы либо индивида проводить
свою волю при помощи особой системы
средств государственно-
Политическая власть характеризуется
рядом отличительных признаков:
1. Сущностным признаком политической
власти является её опора на государство,
что позволяет ей легально использовать
силу в пределах территории данного государства.
Но в, то, же время политическая власть
отнюдь не сводится к применению или угрозе
применения силы. Насилие, физическое
принуждение вообще могут использовать
и неполитические структуры (семья, преступные
группировки и т. д.). Что же касается политической
власти, то она включает практически все
известные ресурсы власти: и материальное
принуждение или стимулирование, и идеологическое
манипулирование, традиционное обоснование
и освящение.
2. Верховенство,
обязательность решений для
3. Публичность, то есть всеобщность и безличность.
Это означает, что политическая власть
в отличие от личной власти, которая существует
в небольших группах, от имени всего общества
обращается с помощью права ко всем гражданам.
4. Моноцентричность, наличие единого центра
принятия решений. В отличие от политической
власти экономическая, социальная, информационная
власти полицентричны. В рыночном демократическом
обществе существует, как известно, много
независимых собственников, СМИ, социальных
фондов и т. д.
Политическая
власть находится в сложном
В определенных
условиях доминирующее влияние на общество
может оказывать власть информационная.
Ее монополизация определенной политической
группировкой может обеспечить ей победу
на выборах и длительное сохранение
господства в обществе.
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д.
Вывод: Слияние
политической, экономической, социальной
и информационной властей при
командной роли политики наблюдается
в тоталитарных государствах. Демократический
же строй предполагает разделение,
как самих этих властей, так и
каждой из них: в экономике - наличие
множества конкурирующих
Исторический анализ показывает, что политическая
власть может достаточно эффективно функционировать
только тогда, когда большинство членов
общества добровольно, без видимого внешнего
принуждения выполняет ее распоряжения.
Здесь возникает, пожалуй, центральная
проблема деятельности политической власти
- ее легитимизация.
Под легитимностью понимается признание
правомерности власти массами, добровольное
подчинение предписаниям политической
власти, когда большинство граждан, без
внешнего принуждения исполняет властные
распоряжения в своей повседневной деятельности.
Что же заставляет людей добровольно подчиняться
указаниям политической власти и даже
в тех случаях, когда это противоречит
их коренным интересам?
Во-первых, необходимо признать бессознательную,
инстинктивную приверженность большинства
людей к власти. Со времен первобытного
общества человек осознал, что без системы
организованной власти он попросту не
смог бы выжить в бесконечной веренице
кровавых войн и конфликтов.
Во-вторых, люди подчиняются власти в силу
того, что она обеспечивает реализацию
их общих интересов, ибо они заинтересованы
в сохранении определенного социального
порядка.
В-третьих, особую роль в подчинении индивида
власти играет харизматическая легитимность.
В большинстве своем люди склонны воспринимать
власть как некую иррациональную силу,
всевидящую и всепроницающую. Особенно
это характерно для общества с авторитарной
традицией. Здесь имеет место безоглядное
доверие вождю, в личности которого персонифицируется
данная система власти. Подобный тип легитимности
очень характерен для России. Он воплощается
в приверженности царям, величии В. И. Ленина,
И. В. Сталина и т. д.
Вывод: Таким образом, можно выделить два
основных типа легитимности:
- эмоциональная, в том числе харизматическая,
построенная на бессознательно-чувственном
восприятии власти;
- рациональная, исходящая из сознательного
понимания необходимости и целесообразности
конкретной системы политического устройства.
ГЛАВА 2. Разделение власти. Теория разделения властей.
2.1. Разделение власти. Теория разделения властей
Важнейшей чертой
демократической власти является разделение
властей. Идея разделения властей, выдвинутая
еще античными мыслителями (Аристотель),
была развита в эпоху буржуазных революций
(в частности, французским правителем
Монтескье) в противовес абсолютизму и
феодальному произволу. Зачатки доктрины
разделения властей усматриваются уже
в трудах выдающихся мыслителей Древней
Эллады и Древнего Рима. Среди них можно
выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура
(ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок
120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит,
бесспорно, двум мыслителям, ставшим в
определенной степени провозвестниками
революционных перемен в своих странах:
англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу
Шарлю Монтескье Ш. (1689-1755), в последующее
время разрабатывалась многими юристами,
философами, политологами.
Монтескье придал этой концепции вполне
завершенный и стройный вид. И, что не менее
важно, в его интерпретации концепция
разделения властей получила свое отражение
и закрепление в конституционных актах,
многие из которых сохраняют свое действие
и по сегодняшний день. Среди этих актов
особое внимание привлекают два: Декларация
независимости Североамериканских Соединенных
Штатав от 4 июля 1776г. и французская Декларация
прав человека и гражданина 1789 года. Декларация
1789 года является составной частью нынешней
Конституции и действующего права Франции.
Особый интерес для выяснения того, как
законодательно провозглашался и закреплялся
принцип разделения властей, представляет
статья 15 Декларации. «Любое общество,
в котором не обеспечено осуществление
прав и не закреплено разделение властей,
- гласит эта статья, - не имеет конституций.
Под словом «конституция» они подразумевали
демократический конституционный строй,
основанный на признании и реализации
основных прав и свобод человека и разделением
властей.
В соответствии с современным уровнем
этой теории для правильного функционирования
государства в нем должны существовать
независимые друг от друга власти: законодательная
(парламент), исполнительная (правительство)
и судебная. Данная теория является обоснованием
политико-правового принципа разделения
властей. По принципу разделения властей
построены конституции многих государств,
в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей
Конституции Российской Федерации гласит:
«Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны». Это
призвано предотвратить монополизацию
публично-властных полномочий каким-либо
одним из этих институтов и тем самым резко
уменьшить вероятность злоупотреблений
ею со стороны аппарата государственной
власти.
Информация о работе Сущность политической власти. Теория разделения властей