Сущность политической власти её легитимация и легитимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть распространятся на все общество, и имеет ряд отличительных признаков: имеет право пользоваться силой в рамках закона на территории страны; имеет единый центр принятия решений; задействует в управление все имеющиеся ресурсы; реализуется на правовой основе от имени всего общества.
Важнейшее место в политической власти занимает государство и государственная власть. Субъектом власти выступает государство через госорганы, учреждения и должностных лиц, объектом является граждане страны. Политическая власть реализуется как в рамках государства, так и в рамках партий, организаций (в том числе международных), профсоюзов. Государственная власть является стержневой категорией в политической власти.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политической власти 5
2. Субъект и объект политической власти 8
3. Ресурсы власти 9
4. Виды и признаки политической власти 12
5. Легитимность и легитимация власти 14
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Сущность политической власти ее легитимация и легитимность.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Политическая  власть должна обеспечивать конституционные  права и свободы граждан, осуществлять хозяйственную функцию, утверждать право как основополагающую категорию общественных отношений.

Отличительные черты политической власти заключаются  в ряде признаков:

- В отличие  от общественной власти, государственная,  или политическая, власть носит  классовый характер.

- Публичная  политическая власть, в отличие от родовой, непосредственно не совпадает с населением, реализуется аппаратом управления, состоящим из граждан, управляющих другими.

- Опирается  на возможность принуждения, пользуется  для этого специально созданными  органами и аппаратом.

- Содержится  на средства, внесенные гражданами в качестве налогов.

- Политическая  власть учреждается, учитывая  разделение населения по территориальному  признаку.

- Отмечается  авторитет власти, а не власть  авторитета.

- Только политическая  власть может использовать силу  и принуждение в пределах страны, а также и другие ресурсы.

- Наличие единого  центра принятия решений.

- Политическая  власть действует от имени  общества на правовой основе [5 с. 47].

 

5. Легитимность  и легитимация власти

 

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью понимается законность власти. Понятие же «легитимность», введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.

Традиционный  тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный  тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

 

Типология легитимного господства по М. Веберу

 

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы легитимизации власти

 

Вслед за М. Вебером  многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под  легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов. [4]

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация –  предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных  механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность  легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и  узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти. [7]

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который  в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

 

Заключение

 

Таким образом, в заключении сделаем выводы по работе.

Власть является особым социальным институтом, регулирующим социальные отношения и нормы  поведения. С помощью средств, которыми владеет государство, оно может  воздействовать на поведение масс, групп и отдельных индивидов. Власть носит общественно-опосредованный характер, в отличие от социального управления, которому свойственен личностно-непосредственный характер.

Любая власть, и в том числе, политическая, достигает своей устойчивости за счет социального фундамента. Она работает в обществе, где есть разделение на классы или различные социальные объединения и группы, и где наблюдаются противоречивые интересы. Чтобы достигнуть взаимопонимания и решить противоречия, формируется политическая власть. Решение этой задачи под силу лишь демократической власти. Если власть использует методы, противоречащие нравственным идеалам, она считается аморальной, лишенной авторитета. Для упрочения политической власти ей важно сохранять традиции и социально-культурные ценности.

Политическая  власть имеет свою идеологию – систему ценностей, связанных с интересами правящего субъекта. Используя информационные ресурсы, субъект распространяет идеологию, обеспечивая необходимый авторитет и призывая граждан верить в тождественность своих целей интересам субъекта. Она характеризуется возможностью и способностью обладателей власти проводить свою волю посредством всех доступных ресурсов через управление и руководство обществом, мобилизовать на достижение общественных целей, регулировать отношения между группами.

Таким образом, политическая власть осуществляет интересы правящей группы, класса посредством  специально созданного управленческого  аппарата.

Он отделен  от общества и получает денежное вознаграждение за выполнение управленческих функций, обеспечение выполнения принятых политических решений. У политической власти есть экономические, социальные и духовно-идеологические основы, и ряд методов властвования.

 

Список литературы

 

  1. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку [Текст]: учеб. для вузов / К.С. Гаджиев. – М., Логос, 2009. -  544 с.
  2. Зеленков, М.Ю. Политология [Текст]: (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
  3. Категории политической науки [Текст] / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец и др. – М.: РОССПЭН, 2002. – 655 с.
  4. Теория государства и права [Текст]: учеб. / С.С. Алексеев, С.В. Архипов, Г.В. Игнатенко. – М.: Норма, 2010. – 484 с.
  5. Теория государства и права [Текст]: курс лекций / М.И. Байтин, В.В. Борисов, Ф.А. Григорьев и др.; под ред. Н.И. Матзуова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2008. – 767 с.
  6. Политология [Текст] : учебник для вузов  / А. А. Акмалова, А. А. Андреев, П. С. Журавлев и др.; под общ. ред. В. К. Мокшина ; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.-М.: Культура: Академический Проект, 2009.-606 с.
  7. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Текст]: учеб. / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 477 с.
  8. Чиркин, В.Е. Государствоведение [Текст]: учеб. / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2008. – 398 с.

 

 


Информация о работе Сущность политической власти её легитимация и легитимность