2.2.
Избирательные системы
Главным регулятором
выборов является избирательная
система, определяющая общие принципы
организации выборов, а также
способы перевода голосов избирателей
в мандаты, властные должности. Главное
назначение избирательной системы
- обеспечить представительство воли народа,
а также сформировать жизнеспособные
и эффективные органы власти.
Избирательная система является
важнейшим и обязательным элементом
любого демократического режима.
Это объясняется тем, что
демократия в обществе не может
функционировать без полномочного
представительства, формируемого
для участия в управлении делами
общества, а такое представительство
может быть демократичным, если
само общество участвует в
его формировании.
Существует
три основных типа мажоритарная, пропорциональная
и смешанная мажоритарно-пропорциональная.
При мажоритарной системе депутаты
в законодательные собрания избираются
по одномандатным округам. Это
система утвердилась в Англии, США,
Франции, Японии и ряде других стран. Чтобы
одержать победу, партия должна завоевать
большинство голосов в каждом избирательном
округе. Так, в США на президентских выборах
если кандидат не завоевывает большинство,
то он не получает ничего. Американская
система выборщиков построена так, что
кандидат, набравший 50% +1 голос, получает
все 100% голосов выборщиков. Мажоритарная
система предполагает, что для получения
голосов выборщиков третьи партии должны
завоевать не просто определенное
количество голосов по всей стране.
Каждая из основных избирательных
систем имеет свои сильные
и слабые стороны. К числу
достоинств мажоритарной системы обычно
относят:
- Сравнительную
легкость формирования правительства
и его большую стабильность. Это достигается
за счет распределения парламентских
мандатов в основном среди крупных
партий-победителей, отсеивания мелких
партий, которые обычно не в состоянии
обеспечить своим кандидатам большинство
в избирательных округах, а также побуждения
партий к коалициям или слиянию еще до
начала выборов;
- Формирование
устойчивых связей между избирателями
и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно
избираются гражданами определенного
округа и обычно рассчитывают на свое
переизбрание, то они больше ориентируются
на свой электорат, который, в свою очередь,
лучше знает депутатов, чем при их избрании
в общем партийном списке при пропорциональной
системе.
Наряду с определенными
достоинствами, мажоритарная избирательная
система имеет и ряд существенных
недостатков. Она во многом искажает реальную
картину предпочтений и волю избирателей.
При ней возможна ситуация, когда партия,
пользующаяся меньшей поддержкой избирателей,
одержит победу над партией, получившей
в целом по стране большинство голосов.
Это может быть достигнуто за счет различной
степени концентрации в избирательных
округах сторонников различных партий.
Еще одним видом избирательной
системы является пропорциональная
система суть, которой состоит в распределении
мандатов пропорционально голосам, полученным
партиям или избирательными коалициями.
Главное достоинство этой системы - представительство
партий, которые выражают интересы
всех групп общества, активизируют участие
граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система
имеет и определенные недостатки.
Важнейший из них - относительно
меньшая стабильность правительства.
Характерное для этой системы
широкое правительство в парламенте
различных политических сил очень часто
приводит к обострению противоречий между
ними, к распаду правительства, сформированного
на базе межпартийных коалиций и правительственному
кризису. Кроме того, политика правительства,
сформированного на базе межпартийной
коалиции, отличается большей эклектичностью
и меньшей последовательностью.
Для того чтобы преодолеть
чрезмерное партийное дробление
состава парламента, ограничить
возможность проникновения
в него представителей крайне
радикальных или даже экстремистских
сил многие страны используют
т.н. заградительные барьеры, или
оговорки, устанавливающие необходимый
для получения депутатских
мандатов минимум голосов. Обычно
он составляет от двух (Дания)
до пяти(ФРГ) процентов всех поданных
голосов. Партии, не собравшие необходимого
минимума голосов, не получают ни одного
мандата.
К недостаткам пропорциональной
системы нередко относят и
непосредственную зависимость выдвижения
депутатов от позиций партийного
аппарата, бюрократии, которая может,
руководствуясь своими узкогрупповыми
интересами, включать в партийные
списки и непопулярных людей.
Однако возможность такого рода
действий зависит от характера
внутрипартийных отношений. В партиях
с развитой внутрипартийной демократией
она минимальна. Кроме того, предотвращение
вхождения в состав выборных органов
непопулярных людей зависит от принятой
в стране разновидности списков для голосов.
2.3.Понятие
и структура избирательного процесса
Подготовка
и проведение выборов сопряжены
с большим разнообразием политических
мероприятий, характерных для этого
особого периода в жизни общества.
Их совокупность принято обозначать
понятием «избирательный процесс». Он
непосредственно проявляется в таких
событиях, как собрания в трудовых
коллективах по выдвижению кандидатов
в выборный орган, сборе необходимого
числа подписей граждан в случае самостоятельного
выдвижения, митингах, средствах массовой
информации и других.
Избирательный процесс имеет свою логику,
что выражается в задачах подготовительного
характера и непосредственно связанных
с проведением выборов. Основными этапами
избирательного процесса можно считать.
- Подготовительный.
- Выдвижение кандидатов.
- Соперничество
претендентов, сопровождающееся
агитационно - пропагандисткой кампанией.
- Голосование и
подведение итогов выборов.
Выборы
всегда осуществляются в конкретной
общественно-политической среде, которая
во многом определяет их подлинно демократический
характер. Эта среда включает ряд
параметров, отражающих ее влияние
на избирательный процесс.
- Уважение в
государстве прав человека. Это необходимо
для того, чтобы избиратели и кандидаты
чувствовали себя свободными, не подвергались
разного рода угрозам, чтобы в обществе
существовала атмосфера уважения личности,
воли большинства и прав меньшинства.
- Электоральная
(гражданская) просвещенность избирателей.
Она предполагает знание назначение
и процедур выборов, основных политических
партий, их программ и кандидатов информированность
и т.д.
- Демократический
характер регистрации избирателей. Это
означает, прежде всего отсутствие
любого рода дискриминации: по национальному,
расовому, имущественному или какому-либо
другому признаку. В большинстве в демократических
стран мира составлением списков избирателей
занимаются местные органы власти,
которые автоматически вносят в них изменения
в связи с переездом гражданина на
другое место жительства, достижением
им избирательного возраста и т.д.
- Наличие доступных
для всех механизмов подачи и рассмотрения
жалоб и разрешение споров, также эффективных
и независимых органов контроля
за соблюдением избирательного закона
всеми участниками электорального процесса,
в том числе членами избирательных комиссий.
К этим органам относятся специальные
(избирательные трибуналы) или общие суды,
а в некоторых странах - избирательная
прокуратура. Эффективность судебного
контроля за выборами предполагает суровые
санкции за противоправные действия: тюремное
заключение, штрафы, отмену регистрации
кандидатов или партий.
После проведения подготовительных
мероприятий и официального назначения
сроков выборов начинается избирательная
компания. Сам этот термин применяется
по отношению, как ко всему
государству, так и отдельным кандидатам
или партиям. В первом случае избирательная
кампания представляет собой комплекс
организационных, политических, информацонно-пропагандистких
и агитационных мероприятий по непосредственному
обеспечению избирательного процесса
в государстве, во втором - систему мероприятий,
направленных на успех конкретного кандидата
или партии.
Первый шаг
избирательной кампании - выдвижение кандидатов
и партий. Существуют различные способы
их выдвижения и регистрации:
- сбор подписей
в поддержку кандидата или партии;
- предоставление
регистрационного взноса или денежного
залога, а также документов, свидетельствующих
о наличии у кандидата определенной поддержки,
например списка партийных активистов
или членов группы поддержки;
- автоматическая
регистрация кандидатов в случае
занятия ими оспариваемых на предстоящих
выборах постов.
Выдвижение кандидатов
завершается их регистрацией, после
чего начинается агитационная (предвыборная)
кампании. На этой стадии наблюдается
максимальная активность конкурирующих
партий и кандидатов, они получают
широкие возможности убеждать избирателей
в своих преимуществах с помощью
СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного
личного общения кандидатов и
их доверенных лиц с гражданами в ходе
многочисленных поездок по стране
или электоральному округу. Агитационная
кампания оказывает большое влияние
на решения избирателей, во многом предопределяет
успех или неудачу претендентов. Поэтому
ее организация и проведение уделяется
особое внимание.
Современные
агитационные кампании обычно ведутся
в соответствии с научными рекомендациями
по четко разработанному плану,
состоящему из таких основных элементов,
как анализ и оценка политической ситуации
и уязвимых для кандидата мест, стратегия,
тактика и график кампании, структура
управления ею и ее бюджет.
Агитационная
кампания, завершаясь за одни
или несколько суток до голосования, оставляет
избирателям возможность самостоятельно,
без давления извне обдумать свой
выбор и принять окончательные решения,
которые они выражают непосредственно
в день выборов. Голосование и подведение
его итогов - кульминационный этап избирательного
процесса. В этот период непосредственно
выражаются воля граждан, определяющая
состав органов власти.
В наши дни голосование
осуществляется с помощью избирательных
бюллетеней. Основным местом голосования
служит избирательные участки,
хотя в некоторых странах,
например в Швеции, разрешается
голосовать дома и по почте.
В одних государствах (Австрия,
Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ
и др.) голосование рассматривается
не только как право, но и
как обязанность граждан,
а за неучастие предусматриваются
денежные штрафы, общественное порицание
или другие наказания. В других
же странах (США) голосование
– дело добровольное.
Сразу
же после завершения голосования
избирательная комиссия или другой
специальный избирательный орган начинают
подсчет его результатов. Между голосованием
и подсчетом голосов не должно быть перерыва
или задержки, поскольку это может быть
использовано для различного рода фальсификаций.
В международной практике наиболее
часто встречаются такие нарушения правил
голосования и подсчета, как изготовление
и учет лишних избирательных бюллетеней,
прямая приписка голосов одному из депутатов,
изъятие бюллетеней, поданных за неугодного
кандидата и др.
Для
того чтобы предотвратить
подобные фальсификации обеспечить
доверие граждан к результатам
выборов, необходим надежный
контроль за голосованием и подведением
его итогов. Это обеспечивается формированием
пользующейся доверием конкурирующих
партий избирательной комиссии; использованием
независимых, в том числе международных,
наблюдателей; независимое параллельное
подведение итогов голосования, которые
могут осуществлять совместно или раздельно
представители партий, СМИ, церкви, авторитетные
отечественные или международные наблюдатели.
Отсутствие надежного контроля за
ходом и результатами выборов может превратить
их в инструмент манипулирования, скомпрометировать
их в глазах граждан, породить массовые
протесты и обострить политическую ситуацию.
Поэтому прозрачность выборов, предполагающая
открытость всего избирательного процесса
для наблюдения и контроля со стороны
общественности, самих политических конкурентов
и независимых наблюдателей, важнейшее
условие их демократичности.
- Гаджиев К.С. Политология.244с.
Москва «Логос»2009
- Желтов В.В. «Основы
политологии высшее образование» раздел
V. Политические процессы. Ростов на Дону
«Феникс» 2004
- Учебник политологии.
Политические процессы.110 с.
- Политическая
энциклопедия 2 т. 1 т.
- А. И Кравченко
политология учебник стр 280-314 издательство
проспект 2008
- В.П.Пугачев, А.И.
Соловьев введение в политологию учебник.
Аспект пресс Москва 2007 стр 384-396
- Под редакцией
Ачкова А.П. В.А Гутурова Москва Юрайт 205
стр. 354-367
- В.А. Мальцев
«Основы политологии стр. 297-310»