Сущность демократического политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке - одно из наиболее распространенных, его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3

1. Сущность демократического политического режима--------------------- 4-9

2. Основные формы демократии------------------------------------------------ 10-13

3. Теоретические модели демократии----------------------------------------- 14-21

Заключение------------------------------------------------------------------------- 22-23

Список литературы--------------------------------------------------------------- 24-25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по муниципальному праву.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Плюралистическая  теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей  на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.

    Эта теория включает в себя следующие  положения:

    • общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;
    • группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;
    • признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;
    • в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;
    • политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;
    • государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

    Уязвимым  местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп. Эта теория абсолютизирует нейтральность государства и игнорирует тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны, а следовательно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

    Теория  полиархии. Одной из наиболее известных  теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.

    Полиархия, как политический режим, включает в  себя:

    • политическую конкуренцию и участие;
    • политический плюрализм;
    • право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;
    • политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;
    • право оппозиции оспаривать решения правительства;
    • свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

    Эта трактовка плюрализма является наиболее доработанной, т.к. критерий публичной соревновательности групп и лидеров в борьбе за власть сочетается требованием широкой вовлеченности граждан в политический процесс. В работе "Плюралистическая демократия в США" американский политолог обосновал фундаментальную аксиому плюралистической теории о существовании разнообразных центров власти, ни один из которых не обладает монопольной властью.

    Теория  консенсуальной демократии. У политологов  большой интерес вызывает концепция  консенсуальной демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мысли ученого, может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов.

    Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

    • максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов;
    • пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;
    • коалиционное правительство;
    • принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

    Теория  элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться  в различных аспектах:

    - в институциональном аспекте  для характеристики политического  режима, который отличается определенной  совокупностью политических и  правовых признаков: в частности  - наличием гражданского общества, принципом разделения властей,  выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.;

    - в процессуально процедурном  аспекте термин «демократия»  используется для характеристики  жизнедеятельности какой-либо общности (как на общегосударственном,  так и локальном уровне), включая  и политические партии и организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены наделены равными правами и обязанностями и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений;

    - в культурологическом аспекте  демократия связана с определенной культурой общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности;

    - в ценностном аспекте наряду  с политико-институциональным, процедурно-процессуальный и культурологический аспект понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности.

    Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.

    Хотя  в конечном итоге в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации разница между этими аспектами постепенно сужается, тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.

    Аналогично  и многие из существующих моделей  демократии делают упор либо на различные  из вышеуказанных аспектов демократии, либо на различные ценности.

    Вряд  ли в России отыщется другое политическое понятие, которое было бы столь же мифологизировано, как демократия. Только для одних за ним стоит интеллигентская мечта о безбрежных правах и свободах народоправия, а для других - импортированный с Запада вирус вседозволенности, беспредел приватизации и крушение традиционных устоев. И то и другое - миф, тем более опасный, что и идеализация демократии, и пренебрежение ею свидетельствуют о незнании сути явления, теории и практики функционирования демократического принципа в системе современной государственности.

    Те, кто даст увлечь себя буквальным переводом  этого древнегреческого слова как  «власть народа», неприятно изумятся, обнаружив, что в античную эпоху  демократия означала, прежде всего, механизм, процедуру делегирования своих  прав, а отнюдь не безбрежное народовластие - да к тому же в условиях рабовладения…

    Вопрос  с демократией в России стоит  особенно остро. В соответствии с  Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация  есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

    Не  реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

    Всё это говорит о том, что становление  в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для  создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы. Думается, можно опровергнуть высказывание Вальтера «Демократия может существовать только в небольшом уголке земли», ведь демократия уже реально существует в большинстве государствах. И демократия действует в государстве занимающей 1/6 часть суши, только чтобы она приняла идеальную форму надо много работать над этим. 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Москва, 2001.
  1. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2003. - №40.- Ст. 3822.
  1. Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» 28 августа 1995г.
  1. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 года №1616 "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления"
  1. «Демократия и тоталитаризм». Арон Р. Москва, 1993.
  1. «Конституционное право Российской Федерации»: Учебник для юрид. вузов и факультетов. Баглай М.В. 3-е изд. Москва "Норма", 2006.
  1.  «Местное самоуправление», Учеб. и научно-практич. пос. Васильев В.И. Москва, 2003.
  1. «Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики» Воронин А.Г. Москва, 2002.
  1. «Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности» // Вопросы философии. 2005. № 6.
  1.  «История государства и права зарубежных стран». Отв. ред. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. Москва, 1996.
  1.  «Конституционное право зарубежных стран». В.Е. Чиркин. Москва, 2002.
  1.  «Общая теория права и государства» под ред. В.В. Лазарева. Москва, 2000
  1.  «Теория государства и права» под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева, Москва, 2000
  1.  «Теория государства и права», под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова, Москва, 2000
  1.  «Теория государства и права». Учебник для юр. вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Москва, 1998.
  1.  Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной – Москва, 1981.

Информация о работе Сущность демократического политического режима