Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:09, реферат
Структура и содержание политических конфликтов
Конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Элементы конфликта: источник конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора; повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом; стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; восприятие и позиции субъектов, раскрывающих их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон; средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг другом; характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.
Структура и содержание политических конфликтов
Конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Элементы конфликта:
источник конфликта, выражающий существо
разногласий между участниками
спора; повод, характеризующий конкретные
события, которые послужили началом
активных действий сторон по отстаиванию
своих интересов, целей, позиций
в отношениях с конкурентом; стороны
конфликта, подразумевающие численность
субъектов, непосредственно и косвенно
участвующих в оспаривании
Причины политических конфликтов:
– разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потреб- ностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д.;
– расхождения людей относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о политических явлениях;
– процессы идентификации граждан, выражающие характер осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.
Типология политических конфликтов. Определение управляющих течением конфликтов технологий непосредственно зависит от определения их типа.
С точки зрения зон и областей: внешне- и внутриполитические конфликты, которые подразделяются на кризисы и противоречия.
По степени и
характеру нормативной
По качественным характеристикам: «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты, конфликты «с нулевой суммой» и т.д.
По степени интенсивности: эскалированные (с применением вооруженной силы) и низкой интенсивности.
С точки зрения публичности конкуренции сторон: открытые, закрытые.
По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон: долговременные и кратковременные.
Принимая во внимание
строение и организацию режима правления:
вертикальные (взаимоотношения субъектов,
принадлежащих к различным
Технологии контроля и управления политическими конфликтами
Контроль как форма сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:
– осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;
– выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;
– предупреждение перехода
конфликтов из стадии спора к стадиям,
на которых возможны насилие и
рост политической напряженности; минимизация
степени социального
Управление конфликтами
– форма целенаправленного
Основные стратегии управления конфликтами:
– инициация конфликта: перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервация остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, что это мог бы сделать противник (например, правящий режим может выдвигать неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил);
– рутинизация конфликта: сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;
– предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и нарастания политической напряженности;
– урегулирование конфликта, ориентированное на (полное или частичное) снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать его наиболее негативных последствий (для себя, государства, общества в целом);
– разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменением ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий, сняло вероятность нового обострения уже урегулированных отношений;
– вытеснение конфликта:
перенесение ответственности за
различные способы завершение конфликта
на иной уровень политической системы
(например с федерального на региональный
или наоборот).
Этапы урегулирования и разрешения конфликтов
Выделение этапов с
точки зрения обозначения универсальных
задач, решение которых будет
последовательно увеличивать
Этапы возникновения,
развития и окончания политических
конфликтов. При таком понимании
этапов протекания последних они
предполагают согласование действий субъекта
управления конфликтом со спецификой
политических процессов, учет времени
и обстоятельств, В которых протекают
конфликты, отражение культурно-
На этапе возникновения
конфликта о зарождении конкурентных
отношений свидетельствует
На этапе развития конфликта круг деятельности субъекта управления расширяется. Более отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или су жается предметная область спора, увеличивается или сокращается численность участников спора, Какова степень его интенсивности, нуждается ли он в привлечении посредника.
На этапе завершения конфликта возможны два основных варианта его окончания: либо достижение примирения сторон, либо укрепление их непримиримости (то есть создание тупиковой ситуации, неразрешимости конфликта). Между этими полюсами пролегает целый ряд вариантов эволюции конфликта, отражающих его рутинизацию (сохранение прежней интенсивности), снижение или, наоборот, нарастание взаимооппозиционности сторон. Конфликт может оказаться неразрешимым, и тогда создается ситуация, которая ведет не к его окончанию, а как бы к «круговому движению». Завершение кон- фликта может быть выражение в достижении соглашения конфликтовавших сторон о (временном или окончательном, полном или частичном) перемирии, о различных формах урегулирования конфликта (его составных частей), а также всеобъемлющего соглашения, свидетельствующего о разрешении конфликта.
Такие результаты могут быть достигнуты двумя наиболее общими способами примирения сторон:
– мирное урегулирование конфликта в результате: достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций; асимметричного соглашения, достигнутого за счет взаимных и неравных уступок; соглашения на базе найденного принципиально нового решения;
– примирения на основе
принуждения.
Техники переговорного процесса
Техники
переговорного процесса
Наиболее распространенным
средством достижения |
Информация о работе Структура и содержание политических конфликтов