Структура и функции политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:48, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Содержание

Введение……………………………………………………3
Определения власти………………………………………..4
Структура власти…………………………………………..6
Субъект и объект власти…………………………………..7
Источники власти…………………………………………10
Функции власти……………………………………………13
Ресурсы власти…………………………………………….15
Заключение…………………………………………………17
Список использованной литературы……………………..18

Работа содержит 1 файл

Министерство общего и профессионального образования.docx

— 43.51 Кб (Скачать)

Общепризнанным  источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут  быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно  можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические  основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей  различными средствами, в том числе  идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием  и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Выделяют  следующие источники и основания  власти:

– власть вознаграждения или принуждения  со стороны субъекта власти;

– признание  объектом власти законного права  субъекта предписывать ему определенное социальное поведение;

– идентификация  объекта власти с ее субъектом;

– основанием власти является знание, которым обладает субъект.

В настоящее  время существует наиболее полная классификация  источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии (Хекхаузен Х., Т 1, с. 309, 1986). Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.

1. Власть  вознаграждения. Ее сила определяется  ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии  удовлетворить один из его  (объекта) мотивов, и насколько  субъект поставит это удовлетворение  в зависимость от желательного  для него поведения объекта  власти. Власть вознаграждения в  политике практически не применяется,  хотя использование этого источника  власти является одним из самых  эффективных в управлении поведением  человека.

2. Власть  принуждения. Определяется ожиданием  со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать  его за нежелательные для него  действия, фрустрацией того или  иного мотива и того, насколько  субъект сделает неудовлетворение  мотива зависящим от нежелательного  поведения объекта власти. Принуждение  заключается в том, что пространство  возможных действий объекта власти  в результате угрозы наказания  суживается. Это самый часто применяемый  и в политике, и в повседневной  жизни источник власти. Традиционное  выражение «Не пора ли власть  употребить?» подразумевает, в  первую очередь, применение силы  по отношению к оппонентам.

3. Нормативная  власть. Субъект власти имеет  право контролировать соблюдение  определенных правил поведения  и в случае необходимости настаивать  на них. Нахождение в иерархии  властных отношений подразумевается  должностным положением самого  носителя власти и обязательном  подчинении установленным правилам  и нормам объекта власти.

4. Власть  эталона. Основана она на идентификации  объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными – личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).

5. Власть  знатока. Ее сила зависит от  величины приписываемых субъекту  власти со стороны объекта  особых знаний, умений, навыков, относящихся  к сфере того поведения, о  котором идет речь.

6. Информационная  власть. О ее наличии можно  говорить в том случае, когда  субъект владеет информацией,  способной заставить объект власти  увидеть последствия своего поведения  в новом свете.

Для понимания  и анализа психологических механизмов использования источников власти в  политической деятельности необходимо провести рассмотрение и классификацию  источников власти по двум основаниям: формам – психологические и социальные; механизмам – непосредственные и  опосредованные (табл. 1).

Таблица 1.

Системное описание социально-психологических  источников власти

Механизм власти

Форма власти

психологическая

социальная

Непосредственный

Принуждения,

вознаграждения

Информационная

Опосредованный

Знатока, эталона

Нормативная


 

Представляется, что наиболее эффективное определение  источников власти (в том числе  их полноты) может быть получено с  помощью методологии системных  описаний. Произведем соотнесение источников власти с элементами общенаучного пентабазиса.

Власть  как идентификация (власть эталона, по Х. Хекхаузену) в первую очередь  основана на эмоциональной оценке и  зачастую на врожденных, природных  характеристиках субъекта власти.

Экспертная  власть (власть знатока, по Х. Хекхаузену) соответствует информации, так как  она проявляется в тех случаях, когда объект власти заведомо предполагает тот факт, что субъект власти обладает в какой-то области большими знаниями.

Власть  вознаграждения или принуждения  основана в первую очередь на том  потенциале, который субъект власти имеет в своем распоряжении, на его энергетических характеристиках, заряде, направленном на достижение цели, той цене или силах, которые он может вложить в достижение поставленной цели. Власть базируется на понятии  энергии, активности, потенциале (в  отличии от понятия «потенциал как  ресурс», являющимся статистической величиной).

Законный  или легимитизированный тип власти (нормативная власть, по Хекхаузену) основан на традициях, культурных ценностях, формируется в основном за счет воспитания, обучения (в том числе в коллективах), складывается в соответствии с нормами  поведения, принятыми в социуме, и мы можем соотнести этот источник власти с понятием пространства в  пентабазисе.

Власть принуждения

(вознаграждения)

 

Власть информационная

(знатока)

 

ИСТОЧНИКИ

ВЛАСТИ

 

Референтная власть

(эталона)

 

Власть законная

(нормативная)


 

Рис. 1. Системное  описание источников власти.

 

 

 

                                                  Функции власти.

Проявление власти естественно  для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится  к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных  политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения  регионального, областного и районного  масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное  политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического  режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка  и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение  конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально  значимых целей и сохранения  стабильности;

  • управление делами общества.

 

 

 

 

                                                              Ресурсы власти.

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. — 1993. — С. 110).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство  с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными  органами, денежной и налоговой системами  и т.д. Государственная власть имеет  монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.

Ресурсом власти является язык как  элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.

К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.

Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет  предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

 

                                                    Заключение.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие  на поведение масс, групп, организаций  с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в  общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время стабильности, общего согласия.

Информация о работе Структура и функции политической власти