Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 04:35, реферат
Статус и полномочия субъектов РФ
- республик;
- краев и областей;
- автономных округов;
- автономной области;
- городов федерального значения.
Статус и полномочия субъектов РФ:
- республик;
- краев и областей;
- автономных округов;
- автономной области;
-
городов федерального
значения.
Территориальная организация государственной власти в РФ.
Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Республика
(государство) в составе РФ имеет
свою конституцию и
В составе Р.Ф. находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции РФ):
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия и Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики.
Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Статус (Ст. 66 Конституции РФ) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
В составе Р.Ф. находятся (6) краев (Ст. 65 Конституции РФ): Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.
В составе Р.Ф. находятся (49) областей (Ст. 65 Конституции РФ): Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область.
В составе Р.Ф. находятся (2) города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург.
Еврейская автономная область.
В
составе Р.Ф. находятся (10) (Ст. 65
Конституции РФ) автономных
округов: Агинский Бурятский автономный
округ, Коми-Пермяцкий автономный округ,
Корякский автономный округ, Ненецкий
автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий)
автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ, Ханты-Мансийский автономный
округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский
автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный
округ.
РЕСПУБЛИКА
В СОСТАВЕ РФ – один из 6 видов
субъектов РФ, наряду с областью, краем,
автономной областью, автономным округом,
городом федерального значения.. В основу
образования Р. в с. РФ положен национально-территориальный
принцип. Наименование и статус Р. в с.
РФ отражает факт образования их на исторических
территориях, землях ряда крупных народов
(этносов) России, вошедших или присоединившихся
добровольно, либо присоединенных в процессе
формирования и расширения границ Российского
государства. Основой официального наименования
Р. в с. РФ (например, Карелия, Башкортостан,
Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов
(карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины,
чуваши и др.), а применительно к Р. Дагестан
и Алтай – исторические названия территорий,
на которых проживают аварцы, лезгины,
ногайцы и другие относительно крупные
и малочисленные народы (например, горные
алтайцы). По размеру территории, численности
населения, доли народов, чьи этнонимы
стали основой наименования, экономическому
потенциалу и т.д. Р. в с. РФ существенно
отличаются друг от друга. Например, если
территория Республики Саха (Якутия) составляет
3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная
Осетия-Алания – 8 тыс. кв. км; население
Башкортостана (4096,6 тыс.человек) более
чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии
(790 тыс.) и в 16 раз - население Ингушетии
и Тывы. Доля коренной этнической группы
варьирует в Р. в с. РФ от 80,2% в Дагестане
до 10% в Карелии, составляет 11,1% - в Хакасии,
21,9 – в Башкортостане, 48,5 – в Татарстане,
53 – в Северной Осетии-Алании, 67,8 – в Чувашии
и т.д. Эти и иные существенные различия,
однако, не влияют на их конституционно-правовой
статус. Согласно ч. 1 и 5 ст. 66 Конституции
РФ статус Р. в с. РФ как субъекта РФ определяется
Конституцией РФ. РФ и может быть изменен
по взаимному согласию ее субъектов в
соответствии с ФКЗ. Р. в с. РФ, согласно
ч. 2 ст. 5 Конституции РФ являются государствами,
имеют свою конституцию и законодательство,
свое республиканское гражданство, свою
систему органов государственной власти,
свою территорию, границы которой могут
быть изменены с взаимного согласия соответствующих
субъектов (ст. 67 Конституции РФ), а также
собственность. Они вправе устанавливать
свои государственные языки (ст. 68 Конституции
РФ) и государственную символику (флаг,
герб, гимн, столицу). Как государства Р.
в с. РФ обладают и иными присущими им признаками:
полнотой государственной власти на своей
территории, кроме тех полномочий,которые
отнесены Конституцией РФ к ведению РФ
или совместному ее ведению с субъектами.
Р. в с. РФ в определенных законом пределах
вправе выступать в качестве участников
международных отношений и внешнеэкономических
связей, подписывать договоры и соглашения
с иностранными государствами, открывать
зарубежные представительства, быть членом
или участвовать в деятельности международных
организаций. Статус Р. в с. РФ в их конституциях
определяется значительно детальнее.
При этом нередко абсолютизируются те
или иные его элементы. Так. исходя из признания
Р. в с. РФ государствами, некоторые из
них провозглашают в конституциях свой
суверенитет. Вместе с тем, очевидно, что
Р. в с. РФ как государства не являются
суверенными в полном смысле этого слова,
хотя и обладают многими признаками государственности
и суверенными правами. Они не имеют права
выхода из РФ. Отличия в статусе Р. в с.
РФ, обусловленные признанием их Конституцией
РФ государствами, не предопределяют их
особой роли в федеративном устройстве
страны.
Автономные округа Российской Федерации.
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 4 из которых имеют статус автономных округов:
• Ненецкий автономный округ;
• Ханты-Мансийский автономный округ;
• Чукотский автономный округ;
• Ямало-Ненецкий автономный округ.
Конституционно-правовой статус автономного округа.
Один
из шести видов субъектов
• обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
• обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
•
самостоятелен в решении
• самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.
Автономный
округ, при неурегулированности
взаимоотношений с краем или
областью, в состав которого он входит,
вправе заключить с ним
Укрупнение регионов и упразднение автономных округов.
Ранее
существовали ещё и Коми-Пермяцкий
автономный округ, который с 1 декабря
2005 вошёл в состав нового Пермского
края, образованного в результате
слияния округа с Пермской областью
по результатам референдума, проведённого
7 марта 2003; Эвенкийский автономный округ
и Таймырский автономный округ, которые
были присоединены к Красноярскому краю
согласно референдуму 17 апреля 2005; Корякский
автономный округ, 1 июля 2007 объединился
с Камчатской областью в Камчатский край
согласно референдуму 23 октября 2005; Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ объединился
с Иркутской областью согласно референдуму
16 апреля 2006; Агинский Бурятский автономный
округ объединился с Читинской областью
в Забайкальский край согласно референдуму
11 марта 2007.
Автономный округ (область).
Автономная область и автономный округ в составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах РФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и федеративным договором.
Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и с другими субъектами РФ, в состав которых он входит.
Черты правового статуса автономного округа (области):
1)
конституционно-правовое
2)
конституционно-правовая
3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т.е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.
Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничения этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ.
Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ.
Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно- территориальными границами и т.п.
Правовое положение автономного округа (области) не может быть изменено без предварительного его согласия.
Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ. В связи с этим на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т.д.
На
автономный округ (область) частично распространяется
влияние органов
Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ.
Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области автономный округа в составе РФ устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению.
По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономного округа (область) вправе принимать правовые акты, а также вправе издать специальный именной федеральный закон, но в настоящее время ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.