Средства массовой информации в идеологических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Возникновение самой журналистики как социального и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность — чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире.

Работа содержит 1 файл

реферат по идеологии.rtf

— 224.27 Кб (Скачать)

СМИ, журналистам просто нелепо считать себя объектом, достойным массового почитания. Это все равно, как если бы осел, на котором Иисус въехал в Иерусалим, решил бы, что приветствия народа, громко радующегося и расстилающего на дороге свои одежды, обращены именно к нему, ослу. Следует понимать, что навязывание обществу восприятия СМИ как «четвертой власти» приводит к почти ничем не ограниченному самоуправству средств массовой информации, когда журналисты начинают жить по принципу «поскольку я на этом месте, то могу делать все, что пожелаю». Поведение журналистов в подобном случае диктуется крайним эгоцентризмом и полным безразличием к окружающим, обществу в целом. Власть для СМИ, на наш взгляд, -- это, как соленая вода: чем больше пьешь, тем сильнее тебя мучит жажда. Жажда власти может развратить самого честного и объективного журналиста. Образно говоря, очень трудно, взобравшись на пьедестал, каковым в наше время являются СМИ, прежде всего телевидение, омывать ноги стоящим у его подножия. Поэтому сегодня большинство СМИ, журналистов готовы следовать дорогой, о которой так точно написал Дж. Мильтон в своем знаменитом произведении «Потерянный рай и возвращенный рай» -- «Нет ничего выше власти, пусть в аду. Лучше властвовать в аду, чем служить на небесах».

Особенно это характерно для телевидения и тележурналистов. Ведь, если следовать постулатам Эйнштейна, то, чем больше энергия тела, тем больше оно деформирует пространство вокруг себя. С этой позиции, в наибольшей степени влияет на информационное поле страны телевидение, которое пытается охватить все это поле, все другие СМИ, аудитории, общество в целом. Как указывал П.Бурдье: «Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что показывает… телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности. Мы все больше и больше приближаемся к пространству, в котором социальный мир описывается и предписывается телевидением».

Характерно, что ситуация с монополизацией телевидением информационного поля республики будет все более усложняться. С одной стороны, будут действовать политические факторы информационной глобализации. С другой стороны, все более изменяется технологическая сущность самого телевидения.

Как абсолютно справедливо пишет П.Вирилио: «Появление трансляции в реальном времени, «прямого включения», связанного с использованием предельной скорости электромагнитных волн, преобразует старое «телевидение» в полномасштабное планетарное видение. Появление СNN и его автор означает то, что привычное телевидение уступает место теленаблюдению».

Приоритеты белорусской аудитории СМИ в выборе основных источников получения общественно- политической информации (в % от числа опрошенных)

 

Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию по проблемам?

Регионы

РБ в целом

Проблемы

Источники

Минск

Минск. обл.

Гродн. обл.

Брест. обл.

Гомел. обл.

Мог. обл.

Вит. обл.

Политики

Нет ответа

0,6

-

-

-

2,0

-

-

0,4

Из газет

20,1

18,7

22,0

17,8

26,8

14,9

7,9

18,5

Из передач радио

21,3

3,9

14,4

14,4

11,1

10,7

5,0

11,7

Из телепередач

55,0

75,5

62,7

63,0

56,9

72,7

86,3

67,0

Из сети Интернет

2,4

0,6

-

-

0,7

0,8

-

0,7

Из других источников

0,6

1,3

0,8

4,8

2,6

0,8

0,7

1,7

Экономики

Нет ответа

1,8

1,3

-

-

2,6

0,8

0,7

1,1

Из газет

24,3

23,9

25,4

19,9

30,1

21,5

20,1

23,7

Из передач радио

23,1

5,8

11,9

14,4

9,8

11,6

10,8

12,7

Из телепередач

46,2

67,7

61,9

61,0

55,6

64,5

65,5

59,8

Из сети Интернет

1,2

-

-

-

-

0,8

-

0,3

Из других источников

3,6

1,3

0,8

4,8

2,0

0,8

2,9

2,4

Культурной жизни

Нет ответа

1,8

0,6

0,8

0,7

2,0

-

0,7

1,0

Из газет

23,7

17,4

23,7

15,8

28,1

13,2

18,7

20,3

Из передач радио

12,4

5,2

18,6

16,4

17,6

9,9

4,3

12,0

Из телепередач

53,5

71,0

55,1

60,3

49,7

70,2

71,9

61,3

Из сети Интернет

3,6

1,3

0,8

0,7

1,3

0,8

-

1,3

Из других источников

5,3

4,5

0,8

6,2

1,3

5,8

4,3

4,1


 

Необходима сбалансированная система взаимоотношений и взаимодействия государства и СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации. Кроме того, взаимодействие СМИ и органов государственной власти и управления координируют, в пределах своей компетенции, пресс-служба главы государства, ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь», РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы», пресс-службы министерств и ведомств, исполнительных комитетов. В частности, пресс-службы функционируют в 54 органах государственного управления республиканского уровня и государственных организациях, подчиненных правительству. Так, пресс-службы и пресс-центры действуют в 27 министерствах и ведомствах, в 17 из них работа СМИ включена в функции управлений и отделов. В 22 министерствах и ведомствах введена должность пресс-секретаря. В 32 центральных органах государственного управления функции ответственных за работу со СМИ возложены на помощников министров, консультантов и советников.

Наличие и эффективное функционирование подобной системы предполагает, что идеология белорусского государства должна строиться не на противопоставлении, а на взаимодополняемости государственной политики в сфере СМИ и общенациональной политики в области свободы информации. Если первая создает нормативно-правовые рамки деятельности СМИ в Беларуси, то вторая охватывает все аспекты организации общенационального информационного поля на основе учета интересов и информационных потребностей всех социальных и политических институтов, всех социальных групп белорусского общества. Разрабатываться национальная политика в области СМИ должна на основе данных социологического мониторинга: процессов, происходящих в белорусской журналистике; взаимодействия СМИ с массовой аудиторией и структурами власти. Общенациональная политика в сфере СМИ должна состоять, таким образом, не из директив и административных рамок, а из научно обоснованной оценки ситуации в национальном информационном пространстве, в СМИ и рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения жизни общества, по улучшению информационного климата в стране, по формированию социологической и политической культуры у белорусских журналистов.

Идеология белорусского государства будет действенной, если будет опираться на оптимальную структуру национальной системы СМИ и информационного поля Беларуси, которые обеспечат возможность любой аудитории выбрать информацию, удовлетворяющую ее потребности в этой сфере по принципу достижения максимальной информированности. С другой стороны, в основе любого идеологического процесса лежит позитивное или негативное взаимодействие со СМИ, которое либо усиливает влияние определенной идеологии, либо снижает ее воздействие на массовую аудиторию, то есть это взаимодействие неизбежно носит характер либо политического сотрудничества, либо политического соперничества. Поэтому сущностной основой функционирования белорусской журналистики должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, основой которого являются конституционные нормы (статьи 4 и 5 Конституции Республики Беларусь) признания идеологического и политического многообразия. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории. Правилом идеологически ориентирующей деятельности белорусских СМИ должно быть соблюдение социальной, национальной, политической, культурной толерантности -- терпимости к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.

средства массовой информации пресса

 

Литература

 

Ананич Л.С., Воробьев В.П. Информационное пространство Беларуси. -- Мн.: МФЦП, 2003. -- 248 с.

Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. №1. С. 101--118.

Бурдье П. О телевидении и журналистики / Пер. с фр. -- М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. -- 159 с.

Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. -- М.: ИТДГК «Гнозис», Фонд «Прагматика культуры», 2002. -- 192 с.

Воробьев В.П. Система СМИ Беларуси. -- Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. -- 252 с.

Дмитриев Е.И. Включенность населения Беларуси и ее отдельных регионов в аудиторию средств массовой информации. -- Социально-политическая ситуация в Беларуси: региональный аспект: Сб. науч. тр. -- Мн.: ИСПИ, 2001. С. 67--95.

Дмитриев Е.И. Региональные массово-политические СМИ в информационном поле Беларуси // Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси: Сб. науч. тр. -- Мн.: ИСПИ, 2003. С. 63--80.

Дмитриев Е.И. Социология журналистики: Конспект лекций. -- Мн.: БГУ, 2001. -- 150 с.

Дмитриев Е.И., Лазовик Н.И., Хурс М.Н. Выборы -- 2003: Социологический анализ. -- Мн.: ИСПИ, 2003. С. 76--108.

Дмитриев Е.И., Хурс М.Н. Беларусь: итоги и уроки президентских выборов 2001. -- Мн.: ИСПИ, 2002. С. 184--206.

Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. -- М.: Алгоритм, 2002. -- 256 с.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Уч. пособие. -- М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. -- 308 с.

Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Уч. пособие. -- Самара: Издательский Дом «БАХРА-М», 2001. -- 752 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2003. -- 400 с.

Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. -- СПб.: Изд-во «Лань», 2000. С. 450--465.

Размещено на аllbest.ru

 

 


Информация о работе Средства массовой информации в идеологических процессах