Сравнительный анализ политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:49, реферат

Описание работы

Человек, его роль в обществе и государстве Доминирующие представления о динамике общественного развития Доминирующие представления о сущности (идеале) государства Доминирующие представления об идеальном политическом лидере Доминирующие представления о сущности истины и методах ее постижения Доминирующие представления о том, на что направлена познавательная деятельность людей Доминирующие представления о месте и роли церкви и обществе и государстве Доминирующие представления о месте и роли своей культуры и цивилизации в мировом процессе

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ политической культуры.doc

— 62.50 Кб (Скачать)



Сравнительный анализ политической культуры

Человек, его  роль в обществе и государстве  Доминирующие представления о динамике общественного развития Доминирующие представления о сущности (идеале) государства Доминирующие представления об идеальном политическом лидере Доминирующие представления о сущности истины и методах ее постижения Доминирующие представления о том, на что направлена познавательная деятельность людей Доминирующие представления о месте и роли церкви и обществе и государстве Доминирующие представления о месте и роли своей культуры и цивилизации в мировом процессе

  Запад Восток Россия
1 Человек как составная часть общества, находящаяся под всесторонней защитой государства. Человек способствует осуществлению своей всесторонней защите государством – платит налоги, законопослушен. Человек соблюдает  религиозные традиции и верен  общественным взглядам и представлениям. В самом же государстве играет малозначительную роль. Человек стремится  к западным образцам всесторонней защите человека. Соблюдает конституцию  и исполняет законы.
2 Усиление роли и влияния своих стран на общественно  мировые прогрессы общества. Всесторонний  прогресс общества, направленный на материальное благосостояние и сохранение духовных ценностей. Достижение  уровня производства и материального  благосостояния высокоразвитых стран  запада.
3 Уничтожить  безработицу, повысить ассигнования на социальное обеспечение, образование, медицину; помогать слаборазвитым странам; создание условий для дальнейшего развития научно-технического прогресса; выход на новый качественный уровень техники и технологий. Стремление  государства к промышленному подъему и индустриализации; повышение общеобразовательного уровня; развитие науки и техники, а также подготовки научно-технических кадров; создание промышленных предприятий и дальнейшее развитие производства традиционных товаров, продуктов, изделий; сотрудничество с высокоразвитыми странами запада в области науки и техники в сфере образования. Свобода предпринимательской  деятельности и наличие частного частной собственности под патронажем государства; защита и создание условий  для частного предпринимательства; защита прав и свободы человека; борьба с криминализацией общества в экономической и производственной сфере; государственный контроль за монополиями.
4 Харизматический Харизматический Традиционный
5 В борьбе различных  мировоззрений с учетом демократических свобод. Сущность истины неотделима от религиозных воззрений  и канонов. Методом проб и  ошибок с использованием различных  концепций.
6 Самосовершенствование, создание новых видов деятельности с последующим извлечением материальной выгоды; достижение финансовой независимости.
7 Свобода выбора вероисповедания и исключение религиозных  преследований. Незыблемость  религиозных традиций и всеобщее подчинение религиозным канонам. Дальнейшее  развитие и проникновение религиозных  воззрений в слои общества.
8 Влияние и внедрение  западной культуры в другие страны, распространение представлений  о собственных нравственных ценностях  и идеалах в другие страны с  целью извлечения прибыли, которая  направляется на углубление и расширение западного влияния. Сохранение истоков культуры (традиций), дальнейшее развитие в сочетании и в соответствии с мировым общественным развитием, но тем не менее независимость от западной культуры, препятствие к ее проявлению. Возрождение культурных традиций, обрядов, фольклора, бытовых устоев в сочетании и зависимости от уровня общественного развития.

Понятие политической культуры.

В современной  политической науке нет общепринятого  понятия политической культуры. Можно  выделить две основных группы базовых  концепций этого явления политической жизни. К первой группе относится концепция Г.Алмонда, впервые сформулированная в 1956 г. в статье "Сравнительные политические исследования". Под политической культурой Г.Алмонд понимал определенный образец ориентаций на политические действия, отражающий особенности каждой политической системы. Позднее, в совместной работе с С. Вербой "Гражданская культура", это представление о политической культуре было уточнено. По мнению американских ученых понятие "политическая культура" указывает на специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Иными словами, политическая культура – это политическая система, интериоризованная в знаниях, чувствах и оценках населения. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы в дальнейшем получила развитие в работах Л. Пая, С.Хантингтона, Д.Элазара, Х.Доменигера, А.Брауна и др.

Ко второй группе относятся исследователи, которые  включают в политическую культуру еще  и образцы политического поведения. Так, американский политолог Д.Пол определяет политическую культуру как конфигурацию ценностей, лежащих в основе политики общества. У. Розенбаум понимает под политической культурой концептуальное обозначение чувств, мыслей и поведения, которые мы замечаем или выводим, наблюдая за людьми, живущими своей повседневной жизнью. Признанные образцы поведения, включает в содержание политической культуры и Р. Такер.

В отечественной  политической науке проблемы политической культуры начали изучаться сравнительно недавно. Как и в западной литературе, одни исследователи - Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин - ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения.

Другие - Э.Баталов, Е.А.Егоров, Н.М.Кейзеров, М.Х.Фарукшин - наоборот, включают образцы политического поведения в содержание политической культуры.

По мнению Э.Баталова, политическая культура - это система  исторически сложившихся, относительно устойчивых, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Структура политической культуры.

Политическая  культура представляет сложное в структурном отношении образование. Существует разнообразие мнений по вопросу количества компонентов политической культуры.

Авторы первой концепции политической культуры Г.Алмонд и С.Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентаций. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах". Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу. Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более  широкой трактовки политической культуры У.Розенбаум счел необходимым  вычленять "компоненты ядра", то есть те элементы, которые играют фундаментальную роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разбил на три основные группы:1) "ориентация в отношении правительственных структур" - отношение субъекта к политическому режиму, основным правительственным структурам, его символам, официальным лицам и нормам; ориентация в отношении правительственных "входов" и "выходов"; 2) "политические идентификации", то есть сопричастность индивида к "политическим единицам" - нациям, государству, городу; политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни); 3) "политическая ориентация в отношении собственной политической деятельности" или "политическая компетентность" (участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность" (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).

Э.Баталов вычленяет  четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.

Во вторую группу Э.Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к  самому себе. Эти отношения фиксируют  индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение  одного неинституционального субъекта к другим. Выделяют модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность.

Политическое  самосознание включает и представления  субъекта о собственных политических возможностях - оказание влияния на решение правительства на разных уровнях власти. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.

В третью - отношения  между институтами политической системы (государства и партии, межпартийные и т.д.). Сюда входят более или менее  устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне. В четвертую группу включаются отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е. политических институтов и организаций к социальным группам и классам.

Политические  культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим.

Типология политической культуры.

Первую типологию политической культуры предложили Г.Алмонд и С.Верба. В основу они положили тип ориентации субъекта политического действия на "специализированные политические объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее "входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".

Они выделили три  основных типа:

  • провинциалистская (традиционная или патриархальная);
  • подданическая;
  • партиципаторная или политическая культура участия (активистская).

Для провинциалистской политической культуры "частотность ориентаций на специализированные политические объекты" достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.

Подданическая политическая культура характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

В политической культуре участия все ориентации достигают  высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую  политическую систему, на активное участие  в деятельности всей системы.

В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой". В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.

Помимо общих  существуют и специфические типологии. Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и "правил игры", и, соответственно, наличия и специфики субкультур. У.Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.

Информация о работе Сравнительный анализ политической культуры