Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:14, контрольная работа
Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
Начало в обществе политического кризиса – одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация, как показывает испанский опыт, является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры имеются в виду? Прежде всего, традиционное уважение воли большинства и вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или этническими) защищать свои интересы, выражать свою волю. Нетерпимость, враждебность во взаимоотношениях, непримиримый антагонизм, разделяющий общество на полярные социально-политические полюса, перечеркивают возможность достижения договоренности между политическими силами и реальности компромиссов, необходимых в ходе любых социальных демократических преобразований.
Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.
Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут, как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием.
Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модернизации:
По сравнению со странами первого типа в обществах «догоняющей» модернизации (или эндогенно-экзогенной, экзогенной модернизации) политический фактор играет более существенную роль. Это вполне объяснимо, так как здесь не сложилось достаточно предпосылок для спонтанной трансформации традиционных экономических, социальных, социокультурных и политических структур, поэтому государство вынуждено в некоторых случаях выступать как «толчок» и организатор процесса трансформации. С этим часто связывают и установление авторитарного режима в этих странах, который получил название «авторитаризм развития». Несмотря на то, что дискуссии об эффективности отдельных политических режимов с точки зрения успешности процесса модернизации имеют научную и практическую значимость, следует отметить их второстепенный характер. Это объясняется тем, что модернизация представляет собой достаточно длительный процесс, измеряемый в масштабе эволюции, в то время как существование авторитарного режима происходит в масштабе повседневности и истории; оно может лишь повлиять на специфику отдельного момента модернизационного процесса. Кроме того, сама постановка вопрос об эффективности режима может говорить о намерении исследователя представить модернизацию как результат реализации определенного политического курса, результат деятельности политических элит, то есть может свидетельствовать об однобокой трактовке исследователем самого понятия модернизации.
В
целом анализ современных концепций
модернизации, содержания этого процесса
и выявление его отдельных составляющих
позволяет утверждать, что модернизация
(в том числе и политическая) не является
движением к какому-либо образцу. Этот
процесс имеет многовариативный и альтернативный
характер.
Критерии | Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Роль государства | Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. | Монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения | Предоставляя
своим гражданам широкие права
и свободы демократическое |
Характер партийной системы | Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет” блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. | Ограниченный
плюрализм, при авторитаризме возможно
существование ограниченного |
Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его. |
Развитость гражданского общества | Развитие горизонтальных
структур, характерных для гражданского
общества не стимулировалось.
тоталитаризуемое гражданское |
Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям. | Существование объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов. |
Соблюдение прав и свобод человека | Правда и свобода личности фактически отсутствуют. | Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. | Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Он характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. |
Отношение к рыночным экономическим механизмам | Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. | Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. | Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует равный статус различных форм собственности. |
Идеологическая ситуация | Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь – духовной сферы; нетерпимость к инакомыслию; «запрещено все, кроме того, что приказано властью» | Широкое использование в качестве идеологического прикрытия апелляции к таким вызывающим положительные эмоции «блестящим неопределенностям», как «интересы страны», «экономическая стабилизация», «общечеловеческие ценности», «права человека» и т.д. | Характерен принцип: «разрешено все, что не запрещено законом» |
Список
литературы
Информация о работе Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям