Специфика политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относит¬ся к государству: его устройству и предназначению, формам го¬сударственной власти, методам ее осуществления, государствен¬ным институтам, правящей элите.

Содержание

1. Значение термина «политика»…………………………………………….1
2. Происхождение политики…………………………………………………2
3. Власть как основа политики……………………………………………….3
Список литературы………………………………………………………….4

Работа содержит 1 файл

Ярославский Государственный Университет им.docx

— 23.27 Кб (Скачать)

     Ярославский Государственный Университет им.Демидова 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  предмету: «Введение в политическую теорию»

     на  тему: «Специфика политики» 
 

     Выполнил  студент:

     курс: «первый»

     факультет: «Социально-политических наук»

     специальность: «политология»

     форма обучения: очная 

     Проверил: ____________________

     Оценка: ______________________ 
 
 

     г. Ярославль

     2011 год 
 

План:

1. Значение термина «политика»…………………………………………….1

2. Происхождение политики…………………………………………………2

3. Власть как основа  политики……………………………………………….3

Список литературы………………………………………………………….4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Значение термина  «политика» 

Термин «политика» (от греч. «полис», т. е. город - государство, и прилагательного от него - «политикос», означающего все то, что связано с жизнью полиса) в научный оборот вошел еще 2,5 тыс. лет назад под влиянием трактата античного ученого Аристотеля «Ла Политика», в котором исследовались проблемы государства и государственного правления. И вплоть до середины XIX века этим термином, как и Аристотель, определяли все то, что относит¬ся к государству: его устройству и предназначению, формам го¬сударственной власти, методам ее осуществления, государствен¬ным институтам, правящей элите.

Доминирующим в  данном случае было представление о  политике как явлении, связанном  в основ¬ном с достижением и использованием государственной власти. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в конце XV - начале XVI вв., определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Через 400 лет другой корифей политической мысли - немецкий ученый Макс Вебер толковал политику почти в том же ключе: как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [3].

Однако возросшая  за последние десятилетия обществен¬ная роль политики, усложнение выполняемых ею функций, уве¬личение числа ее участников, усиление влияния на различные общественные сферы, а также стимулированное всеми этими факторами значительное приращение политического знания заставляют трактовать политику более широко, нежели борьбу за власть и реализацию власти.

В современной науке  политика преимущественно рассмат¬ривается в единстве двух взаимосвязанных аспектов:

а) как одна из общественных сфер;

б) как разновидность  общественной деятельности.

Различают три типа субъектов политики: индивидуальный, со¬циальный и институциональный.

В качестве индивидуальных субъектов, как правило, высту¬пают политические лидеры - государственные деятели, руково¬дители общественно-политических организаций и движений, т. е. те лица, которые имеют реальную возможность влиять на приня¬тие политических решений и их реализацию.

К категории социальных субъектов политики относятся на¬ции, классы, другие большие и малые социальные группы и слои населения.

Третью группу субъектов  политики - институциональную - составляют политические институты.

Наличие субъектов  политики естественным образом пред¬полагает и наличие ее объектов. Объектами политики могут быть либо общество в целом, либо его подсистемы и их составляющие - индивиды, этносы, классы и другие социальные группы, отдель¬ные отрасли экономики и социальной сферы, идеология, право, культура, а также государства и их учреждения.

Характер решения  политических проблем, как и направлен¬ность политики в целом, в решающей мере зависит от типа поли¬тической системы страны [6].

Полити¬ка выступает в двух формах – теоретической и практической.

Функция теоретической  политики заключается в опреде¬лении и идеологическом обосновании целей, которые ставят перед собой те или иные политические силы, а также в разра¬ботке стратегии и тактики их достижения.

Функция практической политики проявляется в деятельно¬сти политических институтов по осуществлению выработан¬ного курса и достижению поставленных целей. Практичес¬кая политика выступает в форме общественно значимых событий: организации выборов, референдумов, опросов населения; в со¬здании органов государственной и межгосударственной власти, общественно-политических объединений; принятии и публикации законов, распоряжений, постановлений; проведении митингов, сес¬сий, съездов, конференций, международных акций; назначении го¬сударственных и других политических деятелей и т. д.

Выполняя только ей свойственную функцию – руководства  и управления обществом, политика реа¬лизуется в двух сферах - внутригосударственной (внутренняя по¬лити 
 

2. Происхождение  политики

В практической жизни  человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования  не возникают в результате произвольного  желания отдельных лиц или  групп. Все они являются своеобразными  ответами на вызовы времени, изменение  обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло  и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения  людских интересов и решения  назревших проблем. 

Вся социальная жизнь  представляет собой процесс постоянного  взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих  друг с другом. На начальных стадиях  развития человечества такая конкуренция  поддерживалась в основном механизмами  общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок  и распределение важных для жизни  человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы  и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. 

Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием  социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений. 

Эта потребность  реализовывалась по мере становления  государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения  для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых  интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования  социальных связей и отношений, где  каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы. 

Возникновение новой  системы регуляции социальных контактов  групп высветило полную несостоятельность  человеческих нравов, религиозных обычаев  и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообраз-1 ных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить] порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятель-^ ность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп. 

Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые  затрагивали их общественное положение  и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной  власти, предполагая использование  методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все  групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно  значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей»  силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции  К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.

Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать  грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а над-персональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государс 
 

3.Власть как основа  политики

Этимологически понятие  власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются марксистская, веберовская, бихевиористская, реляционистская и другие теории власти. 

В отечественной  политологии отмечают смысловую  связь категории «власть» со словами  владеть, владычествовать, быть владыкой, но не отождествляют их. Наибольшее распространение имеют марксистское (классовое) и веберовское понимание природы власти. По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит. Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы» (Политология / Под ред. М. А. Василика.– СПб, 1997. – С. 76). Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить источники, отличительные признаки и структуру власти. 

К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта. 

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы  и выражаются в легальности использования  силы, публичности (всеобщности и  безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации. В силу вышеизложенного основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др. 

К существенным характеристикам  власти относятся ее функции, которые  иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди  них приоритетное значение имеют  господство и руководство, разное соотношение  которых в той или иной стране выражается в формировании различных  политических режимов. 

Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых  не может быть реализована воля и  осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач. 

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом  является политическая власть, которая  подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся  вместе с институтом государства, имеет  императивный характер. Ее предписания  обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями. 

Информация о работе Специфика политики