Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:19, реферат
Цель работы – теоретическое исследование современных теорий власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ И ФУНКЦИИ ВЛАСТИ 5
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЛАСТИ Т.ПАРСОНСА 10
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ЛЕГИТИМНОГО ГОСПОДСТВА ПО М.ВЕБЕРУ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Природа
и основа политической власти в политической
науке описываются с помощью
понятий «легальность» и «
Рис. 3. Легитимное
господство по М. Веберу
Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль над исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась М. Вебером как сословная.
Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.10
Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.
Механизмы легитимизации власти
Вслед
за М. Вебером многие политологи обращались
к проблеме легитимности власти. С.
Липсет под легитимностью понимал
убежденность масс в необходимости
сохранения данного политического порядка.
«Легитимность, – отмечал он, – подразумевает
способность политической системы порождать
и поддерживать веру в то, что существующие
политические институты больше всего
подходят для данного общества».11
Французский социолог П. Бурдье связывает
легитимность со скрытой верностью.12
Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации
– приверженность определенным ценностям.
Современные политологи предлагают различать
легитимность политических лидеров, легитимность
политических институтов и легитимность
политических режимов.
Рис. 4. Механизмы
легитимизации власти
Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.
1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.
2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.
3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.
4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.
5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти.13 Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.
В
противоположность
Причинами упадка и кризиса легитимности являются:
- обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты;
- отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти;
- разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры;
- рост коррумпированности в органах власти;
- низкая эффективность власти;
- развитие сепаратизма и национализма;
- утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.
Делегитимизация
оборачивается кризисом власти, который
в свою очередь может вызывать
радикальные перемены в политической
системе.
Власть – это категория многозначная и разносторонняя. Существуют разнообразные философские и политологические концепции власти.
Бихевиористическая концепция власти. От англ. behavior – поведение. Власть рассматривается как исходное начало, которым обуславливаются все политические действия личности. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой природы человека, при этом важную роль играют те блага и привилегии, которые получают наделенные властью люди. Политический бихевиоризм сводится к стремлению манипулировать поведением отдельных людей ради стабильности политической системы.
В рамках бихевиористической концепции выделяются 3 основных модели определения власти:
- «Силовая модель». Власть понимается как воля к власти. Главная задача власти – обеспечить оптимальное соотношение, баланс сил и властных устремлений.
- «Рыночная модель». Власть является объектом купли-продажи на своеобразном рынке власти, где существует спрос и предложение, стремление к выгоде, конкуренция между продавцами и между покупателями.
- «Игровая модель». Властные отношения рассматриваются как соревнование, игра субъектов власти, где существуют определенные правила, где власть зависит от способностей, силы, гибкости соперников, их возможности приспосабливаться и настаивать.
Реляционистская концепция власти. От франц. relation – отношения, связь. Власть рассматривается как отношения между двумя партнерами, которые дают возможность одному из них оказывать влияние на другого. Основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений между субъектом и объектом власти. Такие отношения являются конфликтными и составляют суть политики.
Существуют 3 разновидности реляционистской концепции власти:
- Теория сопротивления. Исследует властные отношения, в которых субъект подавляет сопротивление объекта. Основное внимание уделяется классификации различных форм и ступеней сопротивления в системе властных отношений.
- Теория обмена ресурсами. В основу анализа властных отношений положено неравномерное распределение ресурсов в обществе. Стремление тех, кто лишен определенных ресурсов, но желает их получить, обуславливает наличие власти у тех, кто обладает данными ресурсами в избытке.
- Теория раздела зон влияния. Утверждает, что в системе властных отношений личности постоянно обмениваться ролями – субъект власти и ее объект в разное время и в разных сферах влияния могут обмениваться местами.
Системная концепция власти. Рассматривает власть как самоутверждающиеся отношения в политической системе общества. Власть объединяет все элементы системы в единое целое. Основное назначение политической власти заключается в поддержании стабильности общества, а для этого она должна регулировать отношения между людьми и обществом.
Системный подход в понимании власти применяется на трех уровнях:
Макроподход – власть как атрибут политической системы в целом, условие ее выживания, средство принятия решений и распределения ценностей.
Мезоподход – власть на уровне отдельных составных системы – семьи, производственных групп, организаций.
Микроподход
– власть как взаимодействие индивидов
между собой.