Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:19, курсовая работа
Политические партии и общественные движения являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Важной стороной деятельности партий является политическое воспитание граждан, и формирование общественной мы
Вышеприведённый анализ был сделан в то время, когда на Беларуси существовало 27 политических партий. Как отмечают многие учёные, это был расцвет белорусской многопартийности на этапе перехода общества из одного качественного состояния в другое.
Существующие на сегодняшний день 17 политических партий продолжают занимать на политической шкале то же положение, что и четыре года назад. Перерегистрация существенно уменьшила наличие партий, но в целом не изменила политическую картину в республике. Эти 17 партий – наиболее стабильные политические структуры, которые представляют интересы самых разных групп и слоёв белорусского общества.
Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью. Одной из наиболее распространённых форм таких объединений являются общественные движения – массовые объединения граждан, стремящихся к реализации общей цели. Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на неё. В общественных движениях более рыхлая организационная структура, отсутствует строго фиксированное членство, чёткая иерархия. В движениях могут участвовать не только единомышленники, но и люди противоположных взглядов. Вместе с общественными организациями, объединениями, трудовыми коллективами в состав общественно-политических движений в качестве коллективных членной могут входить и политические партии.
Одним из наиболее многочисленных
и влиятельных общественно-
БНФ – сильно идеологизированное и политизированное движение, которое белорусскую национальную идею, идею суверенной Беларуси, капиталистического предпринимательства, свободы границ, идей и людей считает основой своей деятельности. Лидеры фронта выступают с позиций воинствующего антисоветизма и антикоммунизма, ненависти ко всему советскому, к советской истории. Большинство населения не разделяет крайне правых, экстремистских взглядов лидеров фронта.
7 февраля 1992 г. было зарегистрировано Движение за демократию, социальный прогресс и справедливость (ДДСПС) – общественно-политическая организация трудящихся Республики Беларусь социалистического направления. На правах коллективного члена сюда вошла ПКБ. Основные цели ДДСПС – возрождение Советов как органов действительной власти трудящихся, избрание депутатов по производственным и территориальным округам, развитие самостоятельности Республики Беларусь в обновлённом Союзе, воспитание у молодёжи уважения к истории Беларуси, чувства патриотизма, достижение гражданского согласия и политической стабильности. ДДСПС защищает приоритет коллективной и государственной форм собственности, признаёт решение вопросов приватизации только при согласии трудового коллектива, выступает за передачу земли тем, кто желает и может её обрабатывать, в вечное пользование и с правом наследства, реализацию прав граждан на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д. цели этого движения ярко выражают гуманистическую направленность, содержат веру в возможность построения общества, справедливого для трудящихся.
В 1990 г. было создано «Згуртаванне беларусаў свету „Бацькаўшчына“» с целью возрождения белорусских традиций, языка, культуры, обрядов, всего, что содействует становлению национального сознания как жителей Беларуси, так и диаспоры. Это движение налаживает разносторонние контакты и сотрудничество с белорусами зарубежья, устанавливает связи с деловыми и культурными кругами зарубежных стран, которые согласны помочь нам в нелёгкое время.
Народно-патриотическое движение «Айчына» (НПД «Айчына») было создано в 1992 г. для развития и укрепления патриотических, революционных, боевых, трудовых, национальных и интернациональных традиций Беларуси, а также для военно-патриотического, интернационального, трудового и нравственного воспитания молодёжи, пропаганды священного долга каждого гражданина по обороне своей Родины. Штаб-квартира этого движения находится в Гомеле.
12 сентября 1992 г. на
учредительной конференции
Сформировалось и действует в республике и женское движение, представленное 21 организацией (Белорусское социал-демократическое объединение «Женская громада», «Социальная инициатива», БПЖ «Надзея» и др.), которые ставят перед собой задачи достижения подлинного равноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными во властных структурах.
Широкое развитие в настоящее время получило экологическое движение. Это движение представлено экологическими партиями, множеством благотворительных фондов, оказывающих помощь инвалидам, детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, и др.
Таким образом, анализ общественно-политической жизни нашей республики показывает, что в ней наличествуют политические партии и общественные движения самой различной идеологической ориентации. Вместе с тем формальное существование, низкая деловая активность многих из них свидетельствуют, что в Беларуси только закладываются основы гражданского общества.
2. Объективные и субъективные причины слабости политических партий Республики Беларусь.
При всём многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества, партийная система нашей республики в целом находится в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностью и имеет переходный характер. Естественно, это подрывает устойчивость политической и неполитической среды, а также государственности, национального согласия.
Как свидетельствует исторический опыт и современная практика, на национальное согласие положительное воздействие оказывает стабильная партийная система с предсказуемыми лидерами. Поэтому в дальнейшем весьма желательно укрупнение политических партий на основе объединения «родственных», близких по идейно-программным установкам политических партий, завоевания ими устойчивого влияния среди населения Беларуси, формирование сбалансированного политического спектра.
Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют чётко очерченной социальной базы и конструктивных программ выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоеваний доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит пройти достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.
Множество создаваемых политических партий, организаций и движений свидетельствуют о спектре взглядов, что существует в белорусском обществе. Вместе с тем невыполненные обещания, данные народу, нереализованиые программы и проекты, предательство бывших руководителей КПСС в центре и на местах, а также народных депутатов всех уровней вызвало недоверие к деятельности любых политических организаций. Большинство политических партий и общественно-политических движений Беларуси малочисленны, с ними мало кто связывает свои надежды. Они делят общество на части, противопоставляют себя той части народа, которая не пошла с ними.
Большинство политических партий и общественно-политических движений не имеют ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития республики. Не смотря на то, что все они выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси и т.д., однако в их программах отсутствуют механизмы такого перехода. Все знают, что надо делать, но почти никто не говорит, как надо это сделать. Да и предложения, которые имеются в арсеналах партий и движений, требуют анализа, чтобы определить их годность с точки зрения исторического опыта. Например, создание правительства народного доверия, коалиции политических сил возможно только на период смены старого строя и утопично на этапе управления страной, когда разные взгляды и подходы приводят к хаосу, развалу всей системы. Об этом свидетельствует опыт России марта – октября 1917 г., деятельности Временного буржуазного правительства, а также опыт перестройки, суверенизации и капитализации стран СНГ.
Политические партии и движения имеют узкую социальную базу. Они, как правило, опираются на часть интеллигенции, студентов и учащихся, их слабо поддерживают рабочие и крестьяне. Это объясняется тем, что взгляды многих современных политиков расходятся с интересами и политическим опытом широких слоёв населения, что многие сегодняшние политики уже не раз ввели в обман, предали народ. Современным партиям не хватает организованности, возможности менять тактику в новых условиях и т.д.
Процесс формирования многопартийной политической системы белорусского общества продолжается. На вопрос, куда идет сегодня белорусская многопартийность, ответить непросто. Некоторые партии сливаются в одну, в результате чего утрачивают лидерство их основатели. Другие пока держатся на плаву, помалу теряя свой авторитет в обществе.
Рейтинг политических партий в последнее время резко упал. По десятибалльной шкале ведущие из них не набирают даже трёх баллов(14,207). Возник как бы замкнутый круг: с одной стороны партии – продукт общества, достигшего определённого уровня развития, а их нынешняя слабость - естественное следствие посттоталитарного развития; с другой – общество не может быть интегрировано в демократическое государство без активного участия сильных партий.
В современном белорусском обществе идёт медленный процесс многопартийности. Одновременно с формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социальных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Действующие же в Беларуси политические группировки, именуемые политическими партиями, пока представляют собой тот субстрат, из которого будут агрегироваться реальные политические партии.
Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух- или многопартийные (трёхпартийные) системы.
На формирование стабильной
и эффективной партийной
Во-первых, это может
быть левое, или государственно-
Во-вторых, центристское, или либерально-консервативное, политическое течение, которое в наших условиях будет отстаивать такие идеи, как преемственность в экономическом, политическом и культурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитие рыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти, укрепление суверенитета и международных позиций страны.
В-третьих, правый, или национал-либеральный (национал-демократический), политический блок, участники которого будут акцентировать идеи свободы и индивидуальных интересов личности, развития частного предпринимательства, приоритета права, становление парламентарных форм политической жизни.
Нетрудно видеть, что первое и второе политические течения в своих существенных чертах не противоречат друг другу. Социальную основу обоих составляют широкие слои населения страны – рабочие, крестьяне, госслужащие, национально ориентированные предприниматели, работники бюджетных учреждений, учёные, пенсионеры. Действуя в рамках национально-государственной идеологии, но расходясь по вопросам политической тактики или выбора социально-экономических приоритетов, они могут попеременно менять друг друга у власти. Та же из этих сил, которая в результате выборов будет терять бразды правления, окажется по отношению к власти в конструктивной оппозиции.
Что касается третьего течения,
то оно оказывает и будет
Названные и другие проблемы могут получить своё разрешение только в условиях демократизации общества. Любые проявления авторитаризма затормозят становление и укрепление многопартийности в Республике Беларусь. Только свобода информации, плюрализм мнений могут сформировать у широких масс реальное представление о политической деятельности и активной гражданской позиции, обеспечив тем самым симпатии и поддержку политическим партиям. Необходимы также глубокие социально-экономические преобразования, реальное улучшение благосостояния граждан, повышение уровня их политической культуры.
Информация о работе Современные политические партии и движения Республики Беларусь