Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:25, контрольная работа
В работе мы рассмотрим:
1. Предмет политологии. Место политологии среди общественных наук.
2. Объекты и субъекты политологии
3. Соотношении политики с нравственностью.
Введение 2
1. Предмет политологии. Место политологии среди общественных наук 4
2. Объекты и субъекты политологии 9
3. Соотношение политики с нравственностью 11
Заключение 14
Список литературы 16
Класс как субъект политики — это большая общественная группа, характеризующаяся сплоченностью своих членов, определенным уровнем осознания собственного положения, своих общих интересов, общих целей, а также имеющая своего лидера и определенные формы функциональной организации. Это общественная группа, активно участвующая в политической жизни.
В общественной жизни функционируют политические субъекты различных уровней, обладающие неодинаковыми масштабами развития политических качеств. Народ (нация, союз наций) и составляющие его большие социальные группы — первичные субъекты политики. В том смысле, что народ — источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты, а также непосредственно. Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации — вторичные (по отношению к народу, социальным группам) субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Наконец, политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества — третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации. В этом ряду терминов меньше известен широкой аудитории термин «элита». Им обозначается более или менее сплоченная группа (правящая верхушка, руководящая часть партии или иной организации, движения), обладающая преимущественными по сравнению с другими, духовными, социальными и политическими качествами. Элита осознает себя особым, доминирующим слоем данного политического сообщества и воспринимается таковым.
Один
из существенных вопросов политологии
— вопрос о том, каково взаимодействие
политических субъектов различных видов
и уровней. Вполне понятно, что оно определяется
типом политических систем и политических
режимов. Вместе с тем можно сформулировать
некоторые общие положения. Во-первых,
политический субъект первичного уровня
в конечном итоге определяет другие уровни
субъектов (вторичный и третичный), зависящие
от него. Политические институты, организации,
элиты, лидеры, отдельные личности выступают
политическими субъектами постольку,
поскольку представляют и выражают общие
интересы народа, социальной группы. Государство
обеспечивает интересы тех или иных социальных
групп в общей форме. Партии интегрируют
интересы вполне определенных слоев населения
и реально существуют, пока выражают и
защищают их в своих политических программах
и практической деятельности.
Людям
всегда, во все времена их сознательной
истории было свойственно задаваться
вопросом, нравственны ли, справедливы
ли те или иные их поступки и действия.
Правыми оказывались во многих случаях
именно те, кто судил «по совести, по справедливости»,
кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел
счастья и даром», если не мог быть спокойным
насчет каждого из своих братьев по человечеству.
Человек жив не хлебом единым и даже не
современными материальными благами,
а более всего правдой и совестью, справедливостью
и свободой, нравственностью и гуманизмом
— эта мысль пронизывала всю работу состоявшегося
в феврале текущего года Пленума Центрального
Комитета КПСС. С давних пор определилась
главная особенность воздействия морально-нравственного
фактора на ход событий и на суждения людей.
Оно строилось на устойчивых общественных
оценках и эмоциях, одобряющих или осуждающих
те или иные действия. Сфера международных,
межгосударственных отношений при всей
ее специфике подобно другим областям
человеческой деятельности, несомненно,
испытывала на себе силу общественного
мнения. Уже на заре нашей эры естественная
потребность людей в мире, безопасности,
усталость от войн и разрушений находили
выражение в таких моральных в своей первооснове
императивах Евангелия, как «блаженны
миротворцы», «на земле мир, в человеках
благоволение». Ближе к нашим дням, на
рубеже XV и XVI веков, представители испанской
школы международного права доминиканец
Ф. де Виториа и иезуит Ф. Суарес ввели
в оборот концепцию политико-морального
единства человечества, основанного на
принципах любви и сострадания. Нравственным,
моральным факторам в сфере регулирования
международных отношений отдавали предпочтение
такие крупные мыслители нового времени,
как И. Бентам и особенно И. Кант—автор
теории «вечного мира» и организованного
пацифизма. В русле морально-нравственных,
этических поисков мировой справедливости
лежат идеалы «всецелости, всепримиримости.
Бесчеловечности» Ф. М. Достоевского, включая
его знаменитую формулу «красота спасет
мир». Морально-этические подходы к вопросам
внешней политики четко прослеживаются
в марксистской традиции. В 1864 году в Учредительном
Манифесте Международного Товарищества
Рабочих К. Маркс призывал «добиваться
того, чтобы простые законы нравственности
и справедливости, которыми должны руководствоваться
в своих взаимоотношениях частные лица,
стали высшими законами и в отношениях
между народами». Однако отнюдь не общечеловеческое
содержание морально-нравственных норм
до сих пор определяло положение дел в
мире, поведение классовых сил и различных
государств. Только с того момента, когда
Ф. М. Достоевским была высказана его замечательная
и по высшим морально-этическим понятиям
справедливая мысль о красоте, спасающей
мир, в мире бушевал пожар почти сотни
различных войн, включая две мировые, в
ходе которых было убито и искалечено
более 100 миллионов человек. И это, не считая
жертв колониального разбоя, преступлений
геноцида, массовых репрессий в различных
странах. А на пороге третьего тысячелетия
«человек разумный», своими руками создавший
материальные предпосылки для собственного
уничтожения, по сути дела, сам себя вписал
в «красную книгу» тех видов живых существ
на Земле, которые находятся под угрозой
вымирания. Таков трагический разлад между
высочайшими интеллектуальными возможностями
людей, достигнутым ими уровнем научно-технического
прогресса и серьезными морально-нравственными
сбоями в системе самосохранения человечества,
реальностью угрозы исчезновения земной
цивилизации. Знания, уровень просвещенности
еще не делают жизнь людей более безопасной,
счастливой и нравственной,— об этом,
конечно, догадывались и раньше. Не этот
ли парадокс вызвал печальное восклицание
великого русского историографа Н. М. Карамзина:
«Век просвещения! Я не узнаю тебя—в крови
и пламени не узнаю тебя!»? Однако то пламя,
которое грозит возникнуть в результате
глобального ядерного конфликта, если
от него не уберечься общими усилиями,
поглотит и нашу цивилизацию, и все живое
на Земле.
Заканчивая работу о предмете политологии и ее связи с другими общественными науками, хочется подчеркнуть, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и так далее.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, каков характер взаимодействия этих субъектов, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических субъектов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.
Таким образом, политический процесс - это динамическая характеристика политики.
В современном обществе отношение политики и нравственности, политического и нравственного сознания складывается таким образом, что значение нравственного начала в политике возрастает, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке. Если прогресс в политике существует, то одним из его проявлений служит именно это явление. Оно выражается, например, в распространении толкования принципа правового государства, как признающего и охраняющего права человека и рассматривающего их нарушение как серьезное государственное преступление, а также в признании приоритета прав человека перед национальным законодательством и авторитетом. Это значит, что политика все более привержена общечеловеческим этическим нормам и ценностям, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях не только отдельные индивиды, но и народы.
Изучение
взаимоотношений политики и морали
очень важно для сознания того, что
происходит с нами и с нашим обществом.
1. Борисов Л.П. Политология. М. : Белые альвы, 1998.
2. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. М.: Юристь, 2003.
3.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1999
4. Радугина
А. А. Политология. Ученое
6. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс
Сохранность, 2001.
5. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Московский коммерческий университет, 1993.
3. Пригожин А. И. Что есть политика? // Общественные науки и современность, №4, 1996.