Современное геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Распад СССР вылился для РФ в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим портам. Отделились в основном теплые южные территории, что негативно сказалось на условиях развития сельского хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Россия в МЭО.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

 

1. Современное геополитическое положение России.

 

Распад СССР вылился для РФ в  огромные геополитические потери и  существенно ухудшил возможности  ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим  портам. Отделились в основном теплые южные территории, что негативно сказалось на условиях развития сельского хозяйства.

Тем не менее Россия продолжает занимать уникальное геополитическое положение  евразийской державы. Располагаясь между странами большого треугольника «США – ЕС  -- Япония» и интенсивно развивающимся Китаем, Россия имеет возможность активно влиять на глобальные экономические процессы, участвовать в международной интеграции.

Стратегическая цель России – вернуть себе положение одного из основных центров многополярного мирового хозяйства.

 

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют  о том, что наша страна по этому  показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

2/3 торговли СССР приходились  на страны СЭВ. Однако после  перехода на расчеты в СКВ  по мировым ценам, СЭВ распался. На данный момент, географическое  распределение внешней торговли  свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоянно растет. 40% российского экспорта приходится на ЕС, и только 23 % - на СНГ.

Доля развивающихся стран существенно  не изменилась, однако теперь при выборе торговых партнеров Россия ориентируется не на политические, а на экономические интересы. Это Корея, Турция, Тайвань. Торговля с Индией сокращается.

По величине торгового оборота, крупнейшими партнерами России являются Украина и Германия. Затем, в порядке убывания, следуют США, Китай, Белоруссия, Казахстан, Италия, Великобритания, Финляндия, Япония.

 

Таблица 1.

 

1990

1992

1993

1994

1995

1996

1997

2002

Оборот

183,3

96,6

103,9

118,6

142,2

149,9

153,6

167,4

Экспорт

88,5

53,6

59,6

68,1

81,3

88,4

86,7

106,9

Импорт

94,8

43,0

44,3

50,5

60,9

61,5

66,9

60,5

Сальдо

-6,3

10,6

15,3

17,6

20,4

26,9

19,8

46,4


До кризиса 1998 г. оборот неуклонно возрастал. В 1998 г. экспорт  сократился из – за снижения цен  на нефть. Импорт обвально сократился из-за девальвации рубля. Однако, впоследствии это способствовало росту экспорта. В I пол. 2000-х гг. экспорт растет вследствие повышения мировых цен на нефть.

В 90-х гг ХХ в. Россия ежегодно получала кредиты от МВФ, ЕБРР, Всемирного банка, Парижского и Лондонского клуба и т. д. Это увеличивало внешний долг страны, который достиг опасных размеров порядка 150 млрд. долл. или примерно 1000 долл. в расчете на душу населения.

В 2000-х гг. с улучшением внутриэкономической  ситуации и установлением высоких  мировых цен на нефть Россия успешно погашает  внешний долг.

Россия до сих пор не пользуется достаточным доверием частных инвесторов, одноко международное агентство  Мак Гру Хил постепенно повышает кредитный рейтинг России, что  будет способствовать привлечению  предпринимательского капитала.

Основные показатели, характеризующие место РФ в мировой  экономике в среднем за 1992-1995 гг.

Таблица 2.

 

2. Экономический потенциал России.

 

Что касается трудовых ресурсов, необходимо признать, что процесс их расширенного, а в ряде случаев и простого воспроизводства в нашей стране нарушен.  В большинстве регионов наблюдается падение прироста населения.

Однако уровень урбанизации  в России близок к показателям  промышленно-развитых стран. Так доля городского населения в развитых странах составляет 80%, в развивающихся – 44%, В России – 73%.

Уровень безработицы в  России (7,6% на сентябрь 2003 г.) ниже, чем  во многих развитых странах.

В 2004 году уровень безработицы  в среднем составил 7,9%, а в 2004 – 7,1% (по методике МОТ)

Динамика отраслевой структуры  занятости в России соответствует  характеристикам промышленно-развитых стран.

Сокращение и последующая  стабилизация доли занятых в сельском хозяйстве.

Стабилизация доли занятых  в лесном хозяйстве.

Сокращение доли занятых  в промышленности и строительстве.

Рост доли занятых в  сфере услуг, в том числе –  интеллектуальных.

Наибольшая доля занятых  приходится на сферу услуг.

 

Таблица 3.

Динамика отраслевой структуры  занятости (в % к общей численности  занятых).

Секторы и отрасли

1970

1980

1990

2000

Первичный и вторичный  секторы

Сельское хозяйство

19,1

14,6

12,9

13,0

Лесное хозяйство

0,4

0,4

0,3

0,4

Промышленность

33,1

32,5

30,3

22,6

Строительство

8,7

9,6

12,0

7,8

Третичный сектор

Сфера услуг

38,7

42,9

44,5

56,2

Из них – интеллектуальные

15,7

17,1

18,9

19,8


 

3. Современная внешнеэкономическая стратегия России и национальная безопасность.

 

В качестве важнейших инструментов такого механизма сейчас законодательно закреплены:

 импортный таможенный тариф,

 внутренние налоги на импортные товары,

 нетарифные методы регулирования  вывоза и ввоза,

 технические барьеры в торговле,

 меры поддержки экспорта,

 единый курс национальной  валюты при расчетах по экспортно-импортным  операциям,

режим функционирования в  страны иностранного капитала,

таможенный и валютный контроль.

Но проведение государственной  внешнеэкономической политики, направленной на создание благоприятных условий  для поддержания и сохранения конкурентных преимуществ отечественной  экономики, не гарантирует ее выход  на передовые позиции в мировом хозяйстве. Необходимы усилия и со стороны производителей.

В сложившихся условиях крайне необходимым представляется создание системы государственной  поддержки и стимулирования экспорта, которая бы способствовала развитию экспортного потенциала и обеспечивала прогрессивные сдвиги в структуре вывоза за рубеж за счет повышения доли продукции с высокой  степенью обработки.

С учетом накопленного международного опыта элементами данной системы  призваны стать:

гарантии под привлекаемые экспортерами кредитные ресурсы,

гарантирование и страхование  экспортных кредитов,

 долевое участие государства  в реализации перспективных инвестиционных  экспортоориентированных проектов,

оказание экспортерам информационных, маркетинговых и консультационных услуг и т. д.

Отимизация государственного регулирования  внешнеэкономических связей в России предполагает: 

открытие внутреннего рынка  для иностранной конкуренции  в сочетании с гибкой защитой  отечественных производителей;

обеспечение правовых и экономических  гарантий  функционирования и защиты иностранного капитала;

ориентацию технической, промышленной и социальной политики на мировые  стандарты и тенденции их развития;

сближение отечественного хозяйственного права с международным;

применение общепринятых в мировой  практике методов регулирования  внешнеэкономических связей;

обеспечение участия России во всех важнейших международных экономических  организациях;

 поддержку отечественных экспортеров  на внешних рынках.

 

4. Перспективы места и роли России в мировой экономике. Тенденции и проблемы реформирования экономики России в контексте общемирового развития.

 

Перспективные направления  внешнеэкономической активности России.

Рынок космических технологий.

Выведение полезных нагрузок в космическое пространство.

России принадлежат 7,3% мирового рынка, что соответствует 4-му месту в  мире.

В 1998 г. это составляло 2,9 млрд. дол. А к 2010 г., возможно, составит 6-6,5 млрд. дол.

Преимущество России в относительно низкой стоимости в расчете на 1 кг. полезной нагрузки, от 37 до 70% стоимости зарубежных анаологов.

Значительное преимущество Россия получила в результате временной  приостановки полетов американских космических челноков.

 

Услуги фирм – пользователей  космических систем: связь и телевещание,  навигационное и топогеодезическое обеспечение, продажа снимков Земли и метеоинформации.

Россия обладает второй по численности (после США) группировкой гражданских  спутников – 113 единиц.

Однако из-за физической и моральной  изношенности спутников и наземного оборудования Россия охватывает менее 1% данного рынка.

Существуют перспективные проекты, которые позволят России активнее внедриться на данный рынок, например LMI (связь и телекоммуникации), ГЛОНАСС (навигация).

 

Рынок космических аппаратов.

В 1999 г. объем российского рынка  этой продукции составил 12 млрд. дол, а 2010 г. при существующих темпах роста  может составить 30 млрд. дол.

Доля России в данном  сегменте в 1999 г. составляла 12% (США и Европа – 81%).

У России имеются успехи в модернизации отечественных спутников, в международных проектах по созданию спутников («LMI», «Экспресс-А», «Ямал»), в расширении поставок ракетных двигателей и др. комплектующих космических аппаратов, в строительстве космических станций. Россия может увеличить свою долю в этом сегменте рынка с 2 до 10-15% к 2010 г.

 

Рынок транспортных услуг.

Развитие Транссибирской магистрали.

Основные транспортные потоки сосредоточены  в треугольнике «США – Европа –  Дальний Восток». Россия находится  в центре этого треугольника. Развитие Транссиба позволит нам «перехватить» значительную часть грузопотоков между Европой и Азиатско-Тихоакеанским регионом.

Транспортировка по суше от Находки  до белорусского Бреста занимает 13-15 суток, в обратном направлении 16-18 суток, что  на 20-25 дней меньше, чем при транспортировке южным морским путем.

Доставка по России дешевле, чем  морем на 36-38,5%

 

Однако роль Транссиба  в транзите остается крайне незначительной в силу ряда причин.

Негибкая тарифная политика МПС. В  последние годы ситуация улучшилась. Так, сокращение тарифа на 10% в 1997 г. позволило увеличить транзит на 29%.

Дальневосточный конец магистрали блокирован судоходными компаниями, необоснованно завышающими тарифы. Выполнение масштабных проектов по присоединению  к Транссибу ответвлений из Южной Кореи и Японии позволит избежать этих ограничений.

Таможенные проволочки, задержки грузов, недостаточная их безопасность, отсутствие информации и перевозке и др. Эти  недостатки успешно устраняются.

 

Решение указанных проблем позволяет  увеличить транзит по Транссибу с 30 тыс. до 260-300 тыс. 20-футовых контейнеров, т.е. до 25-30% совокупного транзита. Это позволит России зарабатывать 2,4 млрд. дол. ежегодно.

И это не предел. Уже сегодня  можно перевозить до 500 тыс. контейнеров, а в перспективе в в 1,5-2 раза больше, однако это потребует серьезных инвестиций – до 50 млрд. дол.

Такие инвестиции мог бы взять на себя международный консорциум, в  который бы вошли заинтересованные страны:  Россия, Япония, Южная Корей, Скандинавские страны, Германия, Чехия, Румыния и др.)

 

Другим перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки  между Азией (Индия, Иран и др.) и  Скандинавскими и другими европейскими странами.

В развитие коридора «Север – Юг»  инвестируется гораздо меньше средств, чем в Транссиб.

Причина заключается в том, что  в коридоре необходимо ликвидировать  узкие места и поэтому он не дает такой быстрой окупаемости, как Транссиб.

 

Развитие информационного транзита через страну.

«Перехват» части информационного  трафика между Европой и Азией  посредством оптоволоконного кабеля, прокладываемого вдоль Транссиба  дает хорошие возможности.

В текущем пятилетии это позволить  увеличить долю России на данном рынке с 1% до 2,5-3%.

При росте общей емкости рынка  на 17% в год это позволит зарабатывать России 4-5 млрд. дол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                             Мировая Экономика 

 

 

По теме: РФ в международных экономических отношениях.

Информация о работе Современное геополитическое положение России