Современная внешняя политика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Япония поддерживает близкие экономические отношения с США. Их основой служит договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. Договор является законодательной основой альянса двух стран и оговаривает присутствие американского военного контингевна на территории Японии. Подписан в Вашингтоне 19 января 1960 года(обновляет Сан-Францисский мирный договор 1951 года) Новый договор оставлял США возможность

Работа содержит 1 файл

Современная внешняя политика Японии.docx

— 141.64 Кб (Скачать)

Современная внешняя политика Японии.

 

Япония поддерживает близкие экономические  отношения с США. Их основой служит договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. Договор  является законодательной основой  альянса двух стран и оговаривает  присутствие американского военного контингевна на территории Японии. Подписан в Вашингтоне 19 января 1960 года(обновляет  Сан-Францисский мирный договор 1951 года) Новый договор оставлял США возможность

Создавать и использовать военные  базы на территории Японии, а также  размещать на них любое количество вооруженных сил. Япония в свою очередь  обязалась защищать американские базы в случае нападения. В договор  были включены положения, допускавшие  вмешательство армии США во внутренние дела Японии, а также запрещавшие  Токио без согласования с США  заключать соглашения по военным  вопросам с третьими странами. Также  появились положения о том, что  обе стороны обязуются разрешать  международные споры мирным путем, воздерживаться от «угрозы силой  или использования силы» против каких- либо государств и строго следовать  положениям Устава ООН. Договор не обязывал Яонию оказывать помощь США в  случае вступления США в войну  с третьими странами. Договор был  рассчитан на 10 лет, по истечении  которых любая из сторон имела  право его денонсировать. Движение протеста против подписания и, в особенности, против ратификации договора стало  самым масштабным социально-политическим движением Японии в послевоенные годы.

Япония входит в состав ООН с 1956 года, а также является непостоянным членом Совета Безопасности ООН(всего  по сотоянию на 2010год входила в  С.Б. 19 лет) Япония- второй по размеру вкладчик в регуярный бюджет ООН. Ее платежи превосходят суммарные взносы Великобритании, Китая, России и Франции вместе взятые. Япония считается наиболее подходящим кандидатом на место одного из новых постоянных членов. Стремление Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН встретило сильное сопротивление со стороны КНР и Кореи. Однако Монголия поддержала приглашение Японии.

Некоторые японцы предполагают, что  этими странами, особенно Китаем, больше движут текущие проблемы, такие, как  территориальные споры. В конце  апреля 2005 г. По материковому Китаю  прокатились широкомасштабные антияпонские протесты. Причины протестов были разнообразные, включая одобренные японским правительством книги по истории, ежегодные визиты бывшего премьер-министра Коидзуми в храм Ясукуни-дзиндзя, где  он поклонился душам 14 военных преступников класса А, и территориальные споры  о принадлежности островов между  Китаем и Тайванем. Хотя протесты официально не санкционировались КНР, некоторые  аналитики предположили, что правительство  КНР разрешило проведение акций  протеста, чтобы помешать приглашению  Японии в Совет Безопасности. Другие доказывают, что китайское правительство  не хотело, чтобы гнев протестующих сфокусировался на него, поскольку  препятствование демонстрациям  было бы воспринято как поддержка  Японии. Также много протестов  прошло в Южной Корее. Правящие и  оппозиционные партии, большинство  СМИ и даже Президент Южной  Кореи в открытую критиковали  визиты, которые не сочетаются с  их политическим положением.

Некоторые другие азиатские страны, включая Камбоджу, Индонезию, Маайзию, Сингапур, Филиппины и Вьетнам (все  самые главные получатели японских займов и зарубежных инвестиций выразили твердую поддержку просьбам Японии. Другие страны, такие, как Австралия, Бразия, Великобритания, Индия, Германия, Франция также поддержали приглашение Японии. Несмотря на то, что США твердо поддерживают приглашение Японии в постоянные члены Совбеза ООН, они отклоняют коллективное членство стран G4+1 в целом, в поддержке со стороны которых нуждается Япония. Хотя Россия и заинтересована в локальном противовесе Китаю, она также проявляет осторожность из-за прочных связей Японии с США. Однако Китай имеет право вето и применит его в любом случае приглашения Японии в качестве постоянного члена. Госсекретарь Кондолиза Райс, выступая в Университете София в Токио, сказала: «Япония заработала свое почетное место среди наций мира благодаря своим усилиям и своему характеру. Вот очему США недвусмысленно поддерживают место постоянного члена в Совете Безопасности ООН для Японии.

Как член большой восьмёрки, Группы десяти, АТЭС, участник саммита АСЕАН  плюс 3 и Восточноазиатского саммита, Япония активно участвует в международных  отношениях и улучшает связи с  важными для не партнерами по всему  миру. В марте 2007 года Япония подписала совместную декларацию о сотрудничестве в области безопасности с Австралией, а в октябре 2008 – с Индией.

Япония вовлечена в территориальные  споры с несколькими соседними  государствами. Япония оспаривает принадлежность островов Лианкур, контролируемых Южной  Кореей. Япония официально включила эти острова в состав своей территории в 1905 году, перед аннексией самой Кореи. После присоединения Кореи к Японии, острова Лианкур по-прежнему входили в состав Японии. В настоящее время конфликт, в основном, происходит от спорной интерпретации того факта – относится ли отказ Японией от суверенитета над оккупированными ею территориями в ходе Второй мировой войны также и к островам Лианкур. Решение Верховного Командования оккупационных Союзных сил (SCAP), в инструкции №677 от 29 января 1946 г. причисляет острова Лианкур к территориям, суверенитет Японии над которыми должен быть приостановлен. Однако окончательный Сан-Францисский мирный договор между Японией и Союзными державами не упоминает их. Власти япоской префектуры Симанэ объявили 22 февраоя «Днем Такэсимы». В этот день в 1905 году острова были официально провозглашены японской территорией. После окончания Второй мировой войны островами управляет Южная Корея. 14 июля 2008 года Министерство просвещения и науки Японии одобрило комментарий к методическому пособию для педагогов,  в котором им впервые рекомендуется обращать внимание учащихся на территориальную проблему между двумя странами. Это решение приело к отмене или переносу по меньшей мере 104 запланированных совместных мероприятий- спортивных, дипломатических и культурных.

Китай и Тайвань оспаривают принадлежность островов Сэнкаку, находящихся под  контролем Японии. КНР утверждает, что эти острова были открыты  китайцами в 1371. В 1895 они достались  Японии по Симоносекскому договору, который  положил конец первой китайско-японской войне. В 1945 Япония проиграла войну  и потеряла все территории, приобретенные  ею с конца XIX века. Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку. КНР с этим решением не согласна и в 1992 объявила эту территорию «исконно китайской».

Интерес к архипелагу усилился после  того, как в 1999 здесь были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд кубометров. В 2003 китайцы начали установили платформу у морской границы с японскими водами, японцы обеспокоились тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся под японской территорией. В 2004-2005 годах проходили консультации по проблеме газового месторождения на Сенкаку.

Китай отказался предоставить информацию о работах. Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась  рассмотреть китайское предложение  о совместной разработке месторождения.

Согласно официальной японской позиции, южные Курильские острова, находящиеся в составе России, являются частью территории Японии. Из-за этого вопроса между Японией  и Россией до сих пор не подписан мирный договор.

В 1905 году, после поражения России в Русско-японской войне, подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина. В конце Второй мировой войны  на Ялтинской конференции юыло достигнуто соглашение о безусловнов возвращении  южной части Сахалина и передаче Курильских островов СССР. В 1951 Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, по которому отказалась «от  всех прав, правооснований и претензий  на Курильские острова и на ту часть  острова Сахалин и прилегающих  к нему островов, суверенитет над  которыми Япония приобрела по Портмутскому договору от 5 сентября 1905 г.» 19 октября 1956 СССР и Япония приняли Совместную декларацию, которая прекращала состояние войны и востанавливала дипломатические отношения, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако позже японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили не отдавать Окинаву и весь архипелаг Рюкю, если Япония откажется от претензий на острова Кунашир и Итуруп. Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи оставался основным камнем преткновения в японо-советских(позже и в японо-российских) отношениях. 14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признает Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на ее базе. Японию не устроивала передача лишь двух островов. В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали все, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела свое отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего  врага в лице международного терроризма, США перестали делать какие- либо заявления по поводу российско-японского территориального спора вплоть до 2010 года.  В 2007 году Россия приняла предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. 29 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями». Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». 23 сентября 2009 года на встрече премьер-министра Японии Юкио Хатояма и президента РФ Дмитрия Медведева, Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией. 1 ноября 2010 года Дмитрий Медведев прибыл на остров Кунашир, до этого момента высшие руководители России ни разу не посещали спорные южные Курильские острова. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил в связи с этим «крайнее сожаление»: «Четыре северных острова-это территория нашей страны, и мы последовательно занимаем такую позицию. Поездка туда президента вызывает крайнее сожаление. Я четко осознаю, что территории- это основа национального суверенитета. Районы, в которые СССР вступил уже после августа 1945 года, - это наши территории. Мы последовательно придерживаемся такой позиции и настаиваем на их возвращении». Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара подтвердил японскую позицию: «Известно, что это наши исконные территории. Поездка туда президента России ранит чувства нашего народа» МИД России выпустил заявление, в котором японской стороне указано, что «предпринимаемые ею попытки влиять на выбор Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым маршрутов своих поездок по территории Российской Федерации абсолютно неприемлимы и несовместимы с добрососедским характером российско-японских отношений, которые сложились в последние годы». В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав ее недопустимой, также подчеркнул, что эти острова являются территорией России. 13 ноября главы МИД Японии и России Сейдзи Маэхака и Сергей Лавров на встрече в Иокогаме подтвердили намерение развивать двусторонние отношения во всех областях и договорились вести поиск взаимоприемлемого решения территориального вопроса.


Информация о работе Современная внешняя политика Японии