Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:42, контрольная работа
Политология – это наука о целях, задачах, закономерностях, движущих силах и основном содержании деятельности людей, партий, государств в сфере отношений между классами, нациями и государствами в политической жизни общества.
Возникла политология в Древней Греции.
3. Существенную сторону жизнедеятельности общества, как целостного организма составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, складывавшиеся на протяжении долгого количества времени и являющиеся в поведенческом плане авторитетом для членов общества. Традиции не вечны, со временем они разрушаются, но это происходит не сразу, а на протяжении многих поколений в зависимости от того насколько быстро и радикально меняются условия жизни и формируются новые традиции. Изжившие традиции - это тормоз на пути экономического развития.
Важнейшим
же элементом регуляции процессов
развития общества является развитие
политической системы общества, которая
исходя из экономических условий, сложившихся
в обществе, определяет дальнейшее
направление развития. При этом политическая
система и сама претерпевает структурные
изменения, переходя на качественно
новый уровень. В таких условиях
задачей политической системы является
обеспечение устойчивости общества.
Дихотомия между изменениями
экономической и политической структурами
общества неизбежно ведет к кризисным
явлениям во всех сферах общественной
жизни: экономической, политической, социальной
и духовной. На наш взгляд, кризисные
явления, обнаружившиеся в конце
восьмидесятых годов, и развивающиеся
по сей день, объясняются в первую
очередь отставанием в
Важнейшим изменением в политической структуре республики за последние десять лет, бесспорно, можно назвать попытку складывание многопартийной системы, а так же попытку произвести не на бумаге, а на деле, разделение властей. То есть осуществить тем самым преобразования, которые должны были вывести республику на путь демократических реформ и создать подлинно демократическое государство. Реализовать давнишнюю мечту философов, т.к. и на настоящий момент, по мнению большинства философов, именно демократическое общество является наиболее прогрессивным способом организации государства.
Попытка создания демократического государства на принципе разделения властей, а так же реализации таких демократических свобод как свободные, тайные и прямые выборы, свобода мнений и вероисповеданий стала возможной после отмены шестой статьи Конституции 1977г. “о руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Однако и после отмены главенства партийных догм, в сознании масс еще долгое время ведущей оставалась именно партийная идеология. Несмотря на это уже в конце восьмидесятых годов начинают постепенно складываться неформальные объединения. В первую очередь в среде молодежи, которая наиболее легко воспринимает все изменения. Такие объединения носили характер противовеса объединениям официальным, таким как комсомол и пр. Помимо ярко выраженной реформистской направленности такие молодежные объединения так же имели национальную окраску. Создание таких организаций было объективным явлением, так как должно было заполнить сложившийся в области национального самосознания вакуум. Ярким примером таких организаций можно назвать “Талака” и “Дзяды”. Следует отметить, что такие организации ни в коем случае не могут характеризоваться как политические партии, так как никаких конкретных программ они не имели, и уж тем более, не ставили перед собой задачей - свержение существующего строя. Все же это был первый шаг на пути создания различных политических партий. Безусловно, так же, что для создания именно различных политических партий необходимо наличие различных общественных групп людей, которых связывает между собой наличие общих политических интересов. Именно для осуществления своих целей люди объединяются в различные политические партии и организаций.
На сегодняшний день в республике насчитывается более сорока официально зарегистрированных политических партий и более двух сот организаций различного толка. Надо отметить, что в большинстве своем эти партии малочисленные и не имеют большого политического веса в жизни страны. Такое положение вещей объяснимо наличием целого ряда объективных и субъективных причин. В первую очередь это связано с менталитетом самой нации, которая в условиях относительной экономической стабильности весьма неохотно идет на коренные преобразования в сложившейся экономической и политической структурах общества. Во вторых, это объясняется сложившейся расстановкой политических сил в стране.
Если в начале становления молодой независимой республики в действиях политиков-реформаторов прослеживался налет романтизма, то теперь от политики разносится лишь запах четкого холодного расчета. Пришедшие во власть в результате первых демократических выборов политики без опыта, но полные решимости изменить жизнь в стране к лучшему, даже не заметили, как они были оттеснены на задворки реальной политической жизни в стране, как они перестали определять дальнейший путь развития страны, ее будущее лицо.Имеется в виду период от провозглашения независимости Республики Беларусь до референдума 1996г Главным камнем преткновения людей пришедших во власть, как и правящей элиты до них было отсутствие определенности в направлении пути. Как отмечается исследователями, в период трансформации хозяйственной системы у людей возникает склонность к утопичному мышлению, стремление мыслить и действовать исходя не из реального положения вещей, а из желаемого, якобы постижимого “светлого будущего”Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Такие взгляды в погоне за скорыми результатами толкают порой на поспешные, необдуманные действия. В этих условиях, при переходе от одной экономической системы к другой, не была осознана необходимость бережного отношения к сложившимся традициям. В традициях можно что-то изменить, но нельзя их сходу разрушить. Именно, во многом, поспешные действия вызвали у большинства населения республики не восприятие реформ. Здесь хочется привести слова Карла Поппера, который сказал: “Политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, что бы написать на нем заново не понимает, что и он сам и его идеи включены в строгую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос”.Поппер к. Открытое общество и его враги. Однако нельзя сказать, что их деятельность была безрезультатна. Именно в этот период была провозглашена независимость Республики БеларусьМы не будем останавливаться на оценке этого события. Носил ли он позитивный или негативный характер. Безусловно, последствия данного решения носили и позитивный и негативный характер. Все же, в тех условиях данный шаг представлялся закономерным. Сложившиеся к тому времени отношения между центром и республиками уже более не устраивали ни союзные республики ни сам центр. Они требовали коренных преобразований. Выходом из сложившейся ситуации виделось построение отношений на совершенно иных принципах. Отношение равных. Именно то, что было провозглашено в принципах построения СССР и не реализовано в действительности. Помимо этого предполагалось, что решить экономические и социальные проблемы, возникшие в стране, гораздо легче не в необъятной державе, а в отдельно взятых небольших по территории и численности республиках. К сожалению, при этом не осознавались те новые проблемы, которые объективно возникли бы перед обществом., провозглашены и начали реализовываться демократические свободы, были приняты основные концептуальные законы, которые в корне поменяли лицо государства.
Безусловно, основным достижение данного периода является принятая в 1994г. Конституция. При этом важнейшим в данной конституции, наряду с закреплением суверенитета, введении поста президента, провозглашением белорусского языка государственным, было утверждения принципа разделения властей. Того принципа, который стал реально оформляться, начиная с 1991г., но так и не реализовался полностью. Причиной чего стало принятие на референдуме 1996 года, не смотря на заявления правящей элиты о принятии только поправок к конституции, по сути дела, совершенно нового документа. Где, несмотря на провозглашение принципа разделения властей, создавались условия к игнорированию данного принципа. Так как реально ни судебная, ни законодательная, ни уж тем более исполнительная власть не могут быть независимыми и равноправными в принятии решений, если все они косвенно, а порой напрямую зависят от роли участия в их формировании президента. Президента, который в соответствии с новой конституцией вообще не относится ни к какой из ветвей власти. Ни к законодательной власти, но его указы имеют силу декрета - закона, а сам он по сути дела назначает верхнюю палату парламента. Ни к судебной власти, но он назначает главного прокурора, а главный прокурор остальных судей с согласия президента. Ни к исполнительной власти, хотя именно ему подчиняется кабинет министров. Таким образом, пост президента находится вообще над какой-либо властью или структурой. Несомненно, что в таких условиях невозможно говорить о каком-либо соблюдении принципа разделения властей.
Необходимым
условием для нормального
политическое сознание,
организация,
активность.
В
республике не соблюдается принцип
свободы слова. В настоящее время
государство, в лице правящей политической
элиты, практически полностью
Весьма
заметно все большее
Во всемирной истории существует целый ряд примеров успешного существования авторитарных государств, в которых и экономика, и даже культура достигали высочайших уровней своего развития. Но все они строились во благо интересов одних групп людей и при их создании совершенно не учитывались, а зачастую приносились в жертву интересы других групп. Все это объяснялось объективной, закономерной необходимостью во благо большинства. Хотя, как известно, большинство далеко не всегда верно. Поэтому, апеллируя к большинству, правящие круги, как правило, маскируют свои частные интересы. Что делает политику грязным делом. Здесь нам хотелось бы привести мнение В.С. Азарова. “У жестокости и коварства сердце и побуждения политики”. Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения.
Было
бы неверно утверждать, что сложившаяся
политическая система несет в
себе только негативные, отрицательные
заряды. На самом деле здесь прослеживается
ряд позитивных элементов. В первую
очередь это относительная
Следует так же дать оценку и самой правящей элите. Ей, безусловно, характерны признаки гильдийности. Назовем основные из них:
Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты, главным образом, из нижестоящих слоев самой элиты.
Высокая степень институализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должности. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.
Небольшой относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены высшего руководства или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.д.
Тенденция
к воспроизводству
Наличие
подобных признаков никак не может
характеризовать элиту как
Литература
Черкасов И.А. Политология. Мн., 1997.
Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996
Мельник, В.А. Политология: Учебник / В.А. Мельник. - Минск : Высш. школа, 2008
Современная
социология и политология / А.А. Кокошин,
В.М. Зубок // США: экономика, политика, идеология.
– 1991