Состояние, проблемы и перспективы функционирования гражданского общества в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной России.
Задачами контрольной работы в связи с указанной целью являются:
Рассмотреть понятие, структуру и функции гражданского общества;
Исследовать особенности становления гражданского общества в современной России.

Содержание

1. Гражданское общество – понятие, структура, функции
2. Особенности становления гражданского общества в современной России

Работа содержит 1 файл

история - копия.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Другие общественные организации  немногим лучше. Посмотрите, кто возглавляет  ветеранские организации! Там обязательно пристроился какой-нибудь урод с золотыми погонами и лампасами. Возьмём для примера Клуб подводников, который находится в Санкт-Петербурге. Кто его основал и кто им руководит? Почему председатель этого клуба навечно привязан к своему креслу? Может быть, он пользуется огромным авторитетом среди подводников? Нет, даже те офицеры, которые с ним служили, отзываются о нём далеко не лучшим образом. Почему такой человек возглавляет общественную организацию? Потому что эта организация является элементом гражданского общества. Потому что эта организация создавалась сверху для определённых целей. Потому что её организовали государственные чиновники. Потому что она действует не в интересах тех членов, которых объединяет, а в интересах чиновников. Всё, что создаёт уродливое государство, принимает уродливые формы.

Гражданское общество не так легко уничтожить, потому что оно многим выгодно. Оно выгодно президенту, потому что четыре года он абсолютно никому не подотчетен, потому что в гражданском обществе он находится и над государством и над обществом. А в общественном государстве президент всегда будет в страхе за свой пост: вдруг общество решит, что он бездарен и неспособен быть президентом? Гражданское общество выгодно президенту ещё и потому, что оно разделяет, а не объединяет людей. Одним из основных элементов гражданского общества являются общественные организации. Но каждая из организаций имеет какие-то свои интересы. Эти интересы очень часто противоречат друг другу. И получается, что какое бы решение не принял президент, всегда найдётся общественная организация, которая это решение поддержит. Есть ещё и проблема финансирования. Все общественные организации объявляют о своей независимости, но на какие деньги они существуют? Есть только три источника - своё государство, чужое государство и спонсоры. Своё государство финансирует только тех, кто поддерживает его политику. Чужое государство финансирует тех, кто разрушает своё государство. Спонсоры финансируют тех, кто помогает им решать их проблемы.

Гражданское общество выгодно  всем чиновникам, потому что исключает  их ответственность перед обществом. Гражданское общество выгодно бездарным генералам, которые могут не считать потери, ведь их заслуги оценивает государство, а не общество. Гражданское общество выгодно депутатам и губернаторам по тем же причинам, по которым оно выгодно и президенту [7]. Я думаю, что существует единственный путь борьбы с гражданским обществом: сначала отделить общество от государства; потом решить: для чего обществу нужно государство; потом создать государство, которое будет решать те задачи, которые поставит перед ним общество. Только так можно будет создать общественное государство.


7. http://www.padchin.narod.ru/padchin6.html (К. Прутков «Гражданское общество»)

 

Каковы же перспективы  формирования гражданского общества в  России? Можно выделить следующие моменты становления такого общества с учетом «современных условий».

Во-первых, формирование нового типа государственности, базирующегося  на приоритете права и способного к социальному партнерству в  условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей. Особая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции, так как слабость в России подлинно государственной интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальностям социально-политической жизни, с одной стороны, приводит к разрушению национального самосознания и общества как такового, с другой — порождает одномерный национализм, основанный на абсолютизации ценностей далекого прошлого.

Во-вторых, утверждение  реального плюрализма в обществе. Это предполагает реализацию целого комплекса социальных преобразований, обеспечивающих падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений, ориентированных на реальную социальную базу в противовес многочисленным современным псевдопартиям, обслуживающим личные амбиции лидеров и т. д.

В-третьих, создание экономической  основы гражданского общества, многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики.

В-четвертых, стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных  гарантий.

В-пятых, обеспечение  высокого уровня политической культуры граждан, антиконфронтационной по своему характеру [8].

 

8. Чичерин Б. Н. О народном представительстве М , 1899-С 44


 

Следует отметить, что Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее, чем страны Западной Европы и США. До половины XIX века в России господствовал феодально-помещичий строй, который препятствовал появлению и развитию институтов и организаций гражданского общества. Первоначальные задатки гражданского общества в России начали закладываться во второй половине XIX века в результате отмены крепостного права в 1861 году, а также реформ местного самоуправления и судебной системы, проходивших в период правления Александра II.

Отмена крепостного  права способствовала развитию капитализма  в России. Под его воздействием начала разрушаться прежняя сословная  социальная структура, происходит интенсивный процесс социальной стратификации на базе капиталистической частной собственности. С развитием буржуазных частнособственнических отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических общественных отношений. На основе их развития образуются ассоциации промышленников, банкиров, сельскохозяйственных частных производителей. Получают новый импульс к развитию многообразные, образовательные, медицинские и благотворительные организации, которые действуют относительно автономно по отношению к органам государственной власти.

Значительным шагом на пути формирования гражданского общества в России явилось  образование относительно самостоятельных  от государства, выборных органов местного самоуправления. В соответствии с реформой местного самоуправления (1864 г.) вводились выборные думы в городах и земства  – в территориях (губерниях, уездах). Выборное самоуправление в России существовало давно. В частности, со времен Екатерины II существовали выборные думы в городах. Однако эти думы формировались на сословно-корпоративной основе [9].


9. Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис.  – 1996, № 5.

Таким образом, уже до Февральской революции 1917 года в  России существовали некоторые институты и организации гражданского общества. Однако для развития этих институтов и организаций существовали серьезные препятствия. Капиталистическая частная собственность и система рыночных отношений сами по себе не могут служить экономической основой для развития институтов гражданского общества. Они нуждаются в соответствующем социальном пространстве, социальной среде, которая в значительной мере формируется на правовой и политической основе. До февраля 1917 года в России не было соответствия между рыночным характером экономики и правовой базой. Деятельность предприятий, акционерных обществ, корпораций и иных субъектов носила не заявительный, а разрешительный характер. Чтобы учредить тот или иной банк, предприятию нужно было пройти через все препоны бюрократической государственной машины. Таким образом, предпринимательство в дореволюционной России не имело полной свободы. Государство по-прежнему стремилось контролировать большую часть общественной жизни. В России была создана и функционировала огромная система политического сыска, которая надзирала за всем, что происходило в стране.

Мощный импульс развитию гражданского общества в России дала Февральская революция 1917 года. В  результате ее в России начали развиваться  демократические институты свободы  слова, собраний, организаций, вероисповедания и т. д., возникла масса политических и неполитических организаций. В этот период происходил резкий рост социальной активности масс, развивались общественное самоуправление и самоорганизация. Однако государственная власть не смогла упорядочить этот процесс, Поставить его в правовые рамки. Нависла угроза анархии и саморазрушения государства. Октябрьский переворот 1917 года изменил ситуацию в стране. Постепенно устанавливались жесткая централизация власти, авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью, формируется тоталитарный политический режим. Экономической основой тоталитаризма является государственная собственность на средства производства, а политической основой  – монополия на власть Коммунистической партии, которая превращается в часть государственного аппарата. При тоталитарном политическом режиме внешне, по форме сохраняются многие институты и организации гражданского общества: продолжают действовать профсоюзные, добровольные общества, женские, молодежные, детские, творческие и иные организации. Но они теряют характер институтов и организаций гражданского общества, поскольку формируются и действуют под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. Их функцией становится не удовлетворение потребностей и интересов тех или иных задач, которые ставит перед ними государственная власть [10].

Классическая модель гражданского общества начала формироваться  в передовых странах Западной Европы и США в XVIII  – начале XIX века. В результате буржуазных революций произошло уничтожение сословных привилегий, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, организаций, обеспечено равенство граждан перед законом и т. д. В буржуазных странах Запада конституциально закреплены гарантии невмешательства государства в частную жизнь граждан, уважение их человеческого достоинства, экономической свободы и т. д.

Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Таким образом, главным признаком сформировавшегося гражданского общества служит законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.


10. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Путь. Международный философский журнал.  – 1993. № 3.

И странам Западной Европы и США еще предстояло пройти долгий путь на пути создания зрелого гражданского общества. При этом классическая модель гражданского общества претерпела существенную трансформацию.

Дело в том, что в  буржуазных государствах XVIII  – середины XIX вв. права и свободы граждан в большей мере носили формальный характер. Широкие массы населения были отчуждены от экономического богатства и политической жизни общества. В этой обстановке в середине XIX века в Европе возникли левые общественно-политические движения, прежде всего социал-демократической ориентации, ставящие своей целью приобщение народных масс к богатствам и управлению обществом. Социал-демократы выдвинули идею построения такого общества, в котором бы не только были конституционно закреплены, но и фактически обеспечены основные общечеловеческие ценности. Это общество, по их мнению, должно базироваться на принципах свободы, солидарности, справедливости, социального равенства и коллективизма. С точки зрения социал-демократов, не только частная собственность, но различные формы коллективной собственности, многоукладная экономика должны служить экономической основой гражданского общества.

На эволюцию классической модели гражданского общества существенное влияние оказал и разразившийся  в 1929 –1933 гг. мировой экономический кризис. События этого кризиса в корне подорвали идеи либерализма от недопустимости какого-либо вмешательства со стороны государства в частнопредпринимательскую деятельность, в экономическую жизнь общества. На смену этим идеям пришли новые идеи, разработанные английским экономистом. Д. Кейнсом, выдвинувшим положение о необходимости государственного регулирования экономики и определенного ограничения частного предпринимательства в том случае, когда это диктуется интересами всего общества.

Практической реализацией  этих установок стали так называемый «новый курс» Ф. Рузвельта, продолженный демократической партией США, социальная политика социал-демократических и  лейбористских партий в ФРГ, Швеции, Швейцарии, Австрии, Англии и др. [11]

С начала 90-х годов, после  распада СССР, начался демонтаж тоталитарного  политического режима, и Россия вновь  встала на путь создания гражданского общества. В результате проведенных  экономических и политических реформ можно выделить следующие основания для формирования гражданского общества в современной России:

1. Экономический плюрализм   – создание экономического фундамента  гражданского общества на основе  многообразия форм собственности  и рыночной экономики.

2. Социальный плюрализм   – широкая дифференциация интересов различных групп и общностей и связанная с ней социальная стратификация общества.

3. Политический плюрализм  и основы правового государства   – демократические права и  свободы, многообразие партий  и движений, формирование нового  типа государственности, базирующейся на приоритете права.

4. Духовно-культурный  плюрализм  – свобода деятельности  различных религиозных, культурно-развлекательных,  культурно-просветительных и культурно-воспитательных  организаций.

 Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития.

 

 

 

 

 

 


11. Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис.  – 1996, № 5.

Заключение

В настоящее время в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:

– трудовые, образовательные  и иные коллективы и ассоциации (промышленные, земледельческие, коммерческие, учебные, и т. д.);

– массовые общественные организации (молодежные, женские, ветеранские, благотворительные, общества защиты прав граждан, общества защиты прав потребителей, общества защиты природы и т. д.);

– конфессиональные общности (православные, католические, протестантские, мусульманские, иудаистские, буддистские  и т. д.);

– этнические, земляческие и другие национально-региональные общности и центры;

– творческие союзы и  гильдии (союз композиторов, союз писателей, гильдия актеров и т. д.);

Информация о работе Состояние, проблемы и перспективы функционирования гражданского общества в современной России